Первой официальной эпидемией в мире считается Юстинианова Чума, 542 год, в день умирало по 5000 человек. В Европе в итоге потеряли 25 миллионов, на Востоке в 3 раза больше.

Вероятнее всего коронавирус войдет в историю, как первая массовая инфекционная волна 21 века, которая поглотила весь мир. Конечно, по числу жертв, китайская инфекция, уступает, например, чуме или испанке, которую называют самой массовой пандемией за всю историю человечества. И если вспомнить историю и географию этих эпидемий, может быть сейчас все не так страшно, как кажется? Корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Александр Буренин попытался найти ответ.

АЛЕКСАНДР БУРЕНИН,корреспондент:

«Первой официальной эпидемией в мире считается Юстинианова Чума, 542 год, в день умирало по 5000 человек. В Европе в итоге потеряли 25 миллионов, на Востоке в 3 раза больше. Испанский грипп в начале прошлого века выкосил примерно 50 миллионов. Это даже представить невозможно, особенно, учитывая общее количество населения. 

Если бы в наше время так распространялись инфекции, речь шла бы о миллиарде жертв. И вот отсюда рождается спор, коронавирус близко не доходит до этих цифр, чего бояться. Но этот тезис парируется, неужели вам обязательно нужны гигантские потери, чтобы оценить опасность».

Военно-медицинский музей хранит все тайны, в прямом смысле, он закрыт. Испанский грипп, самое милитаристское заболевание, началось в разгар Первой мировой Войны. 

АЛЕКСЕЙ МУРАВЬЕВ,старший научный сотрудник Военно-медицинского музея:
«Сами военные действия — это скопление людей. И это люди голодающие часто, обессиленные. И это приятная среда для вируса. К тому же, и температурные условия неприятные, было ведь две волны, одна весенняя и потом осенняя».

В отличие от коронавируса он бил по молодым, здоровым людям и не трогал стариков. Во время боевых действий последнее, за чем смотрят — это температура и кашель. Есть приказ, и он не обсуждается. Тем более Первая мировая вошла в историю как окопная война, любой вирус был бы счастлив. 

ЮЛИЯ ДЕШЕВА,вирусолог:
«В те времена очень активно применялся аспирин для борьбы с температурой. А аспирин вызывает повышенную проницаемость сосудов. И это могло вызывать осложнения, кровотечение, и, конечно, тогда пропустили начало эпидемии».

Кстати, есть версия что испанка появилась не в Испании, ее завезли, просто первый случай был выявлен в королевстве. В 2009 штам H1N1 вернулся, и был наречен свиным гриппом, но эксперты уверяют, это усовершенствованный серотип и говорить, что это был ремейк испанки неверно. Ремейк — это вообще территория кино, там сценарии вирусами давно заболели.

Не надо думать, что вирусы на телеэкране это исключительно голливудская история. В советской версии даже болезнь реальная, полиомиелит, от которого страдают дети в Японии. Женщина приезжает в союз и покупает надежную вакцину, но ее запрещают к ввозу. Если бы фильм вышел лет на 20 раньше, то можно было подумать что это просто агитка о нашей медицине, но 1988 на дворе, эпоха уходила, в итоге получилась мелодрама без спецэффектов, о человеческом горе и надежде на спасение. 

Хотя очень часто фильмы про вирусы теряют логические рамки, инфекция должна угрожать обязательно всей планете, обязательно ее должен придумать злодей. А главные герои либо умирают в самый разгар сюжета, либо у них иммунитет вообще от всего.

ВАСИЛИЙ СТЕПАНОВ,кинокритик:
«Вирус — это вообще благодатная тема для крайне низкосортного кино, где может творится любой трэш. И герои часто делают все, чтобы заразиться. Ну как мы с вами, трем лицо там, не хотим мыть руки».

Про коронавирус можно фильм уже не снимать, максимально похож сценарий картины «Заражение» 2011 года. Неизвестная инфекция пришла из Гонконга и началась паника, и прогнозы в стиле апокалипсиса.

Чума — это самое литературное заболевание, спасибо Шекспиру, великую фразу до сих пор помнят в каждом доме. Изначально она воспринималась чуть ли никак кара Богов человечеству за все грехи. У зараженных практически не было шансов, здоровый мог заразиться просто находясь в одном помещение с ними. 

ИВАН КВАСОВ,кандидат биологических наук:
«Город Глухов вымер во время чумы полностью, до последнего человека. У чумы есть два вида: бубунная, от нее смертность 60 процентов, и легочная, от нее смертность 90 процентов». 

Коронавирус остается статистической погрешностью на фоне великих эпидемий, одна лишь разница, о нем мы не читаем в книжках, а живем в это время. И важно удержаться от легкомыслия, чтобы коронавирус также быстро забылся, как успел всех напугать. 

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».

Читайте нас в Telegram.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»