В Северной столице количество частных музеев растет очень быстро. На сегодняшний день в городе таких насчитывается около сотни.

Эксперты объясняют рост числа частных музеев в Петербурге увеличением туристического потока. Теперь найти выставочное пространство или музей в городе можно на любой вкус и возраст. Конечно, такие площадки уступают бессмертной классике — очереди в Эрмитаж и Русский музей никуда не денутся. Корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Артем Шарипов попытался найти для себя площадку по вкусу.

С эпохой, когда простые вещи ценили дороже золота, знакомятся в Музее ленинградского быта. Такой музей мог открыться только в коммунальной квартире иначе зачем его вообще открывать. Музей работает два раза в неделю. 

ОЛЬГА СПАНЖА,директор Музея повседневной культуры Ленинграда 1945-1965 годов:
«Мы не принимаем школьные классы, туристские автобусы. Наша аудитория — это единичные посетители».

Если не попить, то хотя бы посмотреть на кофе из испражнений пальмовой куницы едут не только индивидуальные туристы. За год более ста тысяч посетителей. Кофе редкий. В промышленных масштабах организовать такое производство оказалась сложно.

ФЕДОР МАЛКОВСКИЙ,директор Музея кофе:
«Предприниматели, которые отлавливают этих зверьков, сажают в клетки, кормят кофейным зернами, но вкус получается не такой, хотя и называется так же — Копи-лувак».

В самом первым и самом большом частном музее — Эрарте — делают сорок выставок в год. Приходится постоянно обновлять экспозицию, чтобы привлечь туристов. Здесь не сидят на бюджетной игле.

ЕКАТЕРИНА АТОЯН-МИЛЮКОВА, директор по внешним связям музея «Эрарта»:
«Некоторые частные музеи живут за счет грантов, но музей «Эрарта» не работает на социальные гранты».
ПАВЕЛ МАРКАЙТИС,руководитель выставочной деятельности музея «Эрарта»:
«Частному музею не обязательно делать выставку, посвященную Великой Отечественной войне, любым государственным праздникам».

Свобода порой переходит границы. Музеями называют себя торговые лавочки. На вывеске гордое имя, но за вывеской может ничего и нет.

АНТОНИНА НИКОНОВА,заведующая кафедрой музейного дела Института философии СПБГУ:
«Музей должен иметь четыре формы деятельности. Первая это — комплектование и собирание уникальных, аутентичных вещей. Это научно исследовательская работа. Изучение этих предметов».

В развлекательных музеях не до изучения предметов. Их ведь не просто так понимающие в музейном деле люди называют аттракционами. Таких в городе становится все больше. Они, по словам все тех же людей, имеют право быть.

ДМИТРИЙ ПИЛИКИН,историк искусств:
«Они полезны, показывают то, как мы относимся к самому музею. Музей — это тоже не замершая форма. Она должна все время изменятся».

Меняться так же часто, как туристический поток в нашем городе. Ожидается, что в скором будущем он вырастет до 16 миллионов. Частные развлекательные музеи смогут заработать только, если позволит локация и реклама. В классические обычные туристы и не пойдут. Да и нужны ли они там? 

ФЕДОР МАЛКОВСКИЙ,директор Музея кофе:
«Наш музей для души Мы не гонимся за прибылью, держим марку».
ОЛЬГА СПАНЖА,директор Музея повседневной культуры Ленинграда 1945-1965 годов:
«Нам бы не хотелось увеличивать поток. Девятнадцать человек — это уже много. Мы пытаемся сохранить личную атмосферу».

Личную атмосферу можно сохранять в собственной квартире, а вот в арендованных площадях выжить сложно. Многие из них закрываются в первый год работы. Однако познавательных музеев все равно будет становится больше.

У россиян возникает интерес не только к советскому быту, но и к девяностым. В конце концов, без малых, камерных музеев невозможны большие. Почти все государственные коллекции когда-то были частными.

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».

Читайте нас в «Яндекс.Дзене».

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»