200 лет с начала освоения Антарктиды и 30 лет легендарной международной экспедиции «Трансантарктика». Это было первое в истории пересечение Антарктиды по самому протяженному маршруту через Южный полюс. Путешествие длилось семь месяцев.

Команда из шести человек без использования механических средств, только на лыжах и собаках прошла больше шести тысяч километров. Приключение будто по Джеку Лондону — так говорит об этом походе один из его участников, петербургский ученый-исследователь, полярник Виктор Боярский, человек, который не один десяток раз был и на Южном и на Северном полюсах. Но «Трансантарктику» он называет экспедицией всей жизни. 

Как путевка в Антарктиду стала счастливым билетом, почему плохой английский — достоинство советского полярника и можно ли привыкнуть к холоду? Об этом в интервью телеканалу «Санкт-Петербург» рассказал сам ученый Виктор Боярский.

ВИКТОР БОЯРСКИЙ:полярник:

«Полярники, как говорят мои друзья, не боятся ничего, кроме голода, холода и работы. Рабочий день начинался у нас в шесть утра. Мы сначала собирали лагерь, потом в последнюю очередь будили собак, запрягали их. Часа два-три занимает вся процедура. Если пурга была, то и больше — приходилось все раскапывать.

Потом мы шли где-то примерно до часу дня, шли без остановки. В час дня останавливались, но не ставили палаток. Останавливались. Просто за сани. Ветер когда дул, просто укрыться на полчаса. Но эти моменты были очень нелюбимыми нами, потому что всегда замерзали в это время. Так называемый перекус был у нас там из термосов: горячая вода, добавляли орешки, шоколад. Потом шли до шести-семи вечера. То есть часов восемь-девять был переход. Каждый день».

Международная экспедиция «Трансантарктика» 1989-1990 годов. Участники:

  1. Уилл Стигер (США), 44 года, профессиональный путешественник 
  2. Жан-Луи Этьенн (Франция), 42 года, врач 
  3. Джеф Сомерс (Великобритания), 39 лет, плотник, погонщик собак 
  4. Кейзо Фунатсу (Япония), 32 года, бизнесмен 
  5. Чин Дахо (Китай), 42 года, профессор гляциологии 
  6. Виктор Боярский (СССР), 39 лет, ученый, сотрудник Арктического и Антарктического НИИ. 
     
ВИКТОР БОЯРСКИЙ:полярник:

«Если вам скажут, что полярник любит холод, то вы не верьте особенно. Я взял с собой шерстяной свитер. Думаю, что это я здесь замерзну, как собака. В первый же день я вспотел — он намок, а потом он превратился в такой скафандр. А шерсть в наших условиях не высушить вообще никак. И пришлось его выкинуть.

Вообще Антарктида — страна, где нет положительных температур. Летом минус 30, зимой 80. Там выбирать не сильно между чем и чем, в отличие, между прочим, от Арктики. Плюс, вернее минус — минус — это ветер. Минус при 30 градусах и ветер — это ты себя чувствуешь как при 80 градусах в штиль. Поэтому самое серьезное испытание — это, конечно, был ветер и то, что температура отрицательная была все время. Там не было перерывов, куда бы ты мог пойти погреться в чем-то. Холод психологически давит. К нему привыкнуть невозможно». 

Протяженность пути — 6500 километров. Время в пути — 221 день. Большую часть маршрута Виктор Боярский шел первым.

ВИКТОР БОЯРСКИЙ:полярник:

«Собаки — это — слов нет описать, какую они играли роль. Без них ничего бы не состоялось. Я не преувеличиваю. Нам не удалось бы ничего сделать. У нас были собаки, которые у нас называются дворняги, а вообще правильное название — метис. Они очень хорошо работали. Всякие были собаки у нас. Были конечно, как и люди, команда разношерстная, как и в людском коллективе. Лодыри есть, не лодыри есть, работяги, которые вообще работают не за кусок хлеба, а за интерес. В общем, замечательные существа.

Собаки проваливались в трещины, потому что у них, в отличие от лыжника, давление лап больше. Некоторые мосты не выдерживали, но, слава Богу, в трещинах ни одна не погибла. Они висели на этих постронках, могли их вытащить». 

Вместе с полярниками шли 42 собаки в трех упряжках. Средний вес упряжки с грузом — 350- 450 кг. Собаки были полноценными членами команды. Всего экспедиция потеряла пять собак, две из них погибли в Антарктиде.

ВИКТОР БОЯРСКИЙ:полярник:

«Есть такое явление, одно из самых неприятных — это называется «белая мгла» или whiteout. Один раз так получилось, что мы подошли — спуск был. Я говорю — я почувствовал, что куда-то я еду, очень быстро причем! А там ничего не видно впереди. И потом мы так спустились. Слава Богу! И мы потом как посмотрели назад, мы увидели, что вся команда — они за мной — я остановиться не мог. Надо было или упасть, или что-то сделать, но я решил продолжить это движение. 

Когда мы спустились с этого холма, то увидели, что мы прошли буквально рядом — там рядом был просто обрыв скальный. То есть если бы я чуть правее пошел, то я бы тюююю — спланировал бы просто туда. И все за мной. Да».

«Белая мгла» — природное явление, возникающее из-за многократного отражения солнечного света между снегом и облаками. Тени и линия горизонта становятся неразличимы для человеческого глаза.

ВИКТОР БОЯРСКИЙ:полярник:

«Я не знал тогда ни слова по-английски. Руководство было в полной уверенности, что я не выдам советских тайн под пытками.

Почему меня выбрали… Критерии, которые предъявлялись в 80-е к участнику любого международного события, были понятны. Должен быть женат, морально устойчив, кандидат наук, имел бы опыт работы в Арктике- Антарктике. Но таких парней у нас в институте было достаточно много. Я, может быть, чем-то насолил еще начальству. И потом, знаете, что сыграло роль какую, что никто не верил в руководстве института, что эта экспедиция состоится. 

Когда я был назначен — выбран — я был на востоке. Эти наши люди в Антарктическом институте в руководстве решили обрадовать жену. Думали, что она будет радоваться. Я еще не приехал домой, они позвали ее — знаете что, ваш муж определен в состав экспедиции, которая будет стартовать следующим годом. Она выложила все, что она думает про экспедицию, про наш институт, про Северный и Южный полюс. Они успели только трубку повесить. С тех пор за статус национального героя в своей семье сих пор бьюсь».

Экспедиция «Трансантарктика» была приурочена к 30-летней годовщине «Договора по Антарктике». Международное соглашение было подписано 12 государствами, в том числе СССР. Документ определил статус Антарктиды как континента мира.

ВИКТОР БОЯРСКИЙ:полярник:

«Самое приятное — это не сам финиш, а его предвкушение. Когда дошли, мы обнялись как следует. Жена меня встречала. Я еще до того как финишировал — там же Наталья меня приехала встречать. Был Сенкевич со Стасом Покровским, «Клуб кинопутешественников» — они приехали снимать финиш. Мы-то подошли на расстояние пять километров и встали. 

Кто-то доложил уже Сенкевичу и его бригаде, что нас можно снять в естественных условиях, пока нет общего шума, и он на вездеходе поехал в нашу сторону, чтоб нас там снимать. Наталья тоже. Мы стояли, и здесь все собаки наши были. И вдруг я вижу — вездеход подходит метров, наверное, триста, и вижу — она выскакивает из этого и бежит, я — на лыжах. Там очень много трещин! Мирный, когда 100 километров — там только по коридору ходить! Я думаю — елки — я кричу — стоять! Ну, думаю, все! Сенкевич сзади бежит и говорить ей — уйдите из кадра! И волей-неволей они сняли кадр, который включили в программу. Ну, девять месяцев она не видела меня. Она сказала — я думала, будет хуже. И мы с ней встретились там первые. Классно было!».

ВИКТОР БОЯРСКИЙ,полярник:

«Пройти такой маршрут за этот короткий сезон. Нам очень повезло. Повторить по двум причинам нельзя. Не потому что это невозможно вообще. Потому что просто в 1993 году собаки были запрещены. Без собак такой маршрут — ну как делать? 

Еще и из-за климата. Потому что часть шельфа в западной Антарктиде вот эти явления, связанные с потеплением, более резко проявляются. Этого шельфового ледника, по которому мы стартовали, сейчас практически нет. Он уплыл в океан. И поэтому повторить такой маршрут так, как мы его делали — нельзя.

Это не повторяется. Потому что это экспедиция всей жизни, и она тем и ценна, что был такой мощный коллектив, что наши последующие экспедиции уже не могли этим похвастать. И повторить не хочу. Повторение будет уже совсем не то». 

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях»Instagram и «ВКонтакте».

Читайте нас в «Яндекс.Дзене».

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»