Центральный госархив представил блокадные документы, ранее не доступные для исследователей.

Свидетельства нечеловеческих страданий, отчаянного подвига и близкой победы. Центральный госархив представил блокадные документы, ранее не доступные для исследователей. С подробностями корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Антон Никитин.

АНТОН НИКИТИН,корреспондент:
«Блокада Ленинграда — одна из самых, если не самая страшная страница в истории Северной столицы. Перед многими жителями осажденного города стоял выбор покинуть его или остаться до конца? Среди них были как простые люди, так и художники, архитекторы, писатели, поэты. Сегодня их записи, дневники хранятся в фондах центрального государственного архива литературы и искусства Петербурга. И каждая строчка бесценна и уникальна».

Писали обо всем: семье, быте, жизни, работе. Вот строчки из первой части дневника работницы дома книги Ольги Родштейн «Дневника прилавка». Эти записи потом используют при создании «Блокадной Книги» Даниил Гранин и Алесь Адамович. 

ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВА,директор центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга:
«Это удивительное свидетельство повседневной жизни горожан. И удивительно, что проходя через все испытания , она пишет: «Не счастье ли помогать всем, кто нуждается в этой помощи? Всем! Всем! Всем! Это счастье быть со своей страной, со своим Ленинградом».

Не прекращали свою работу и театры: Музкомедии и Комисаржевской. Настоящими летописцами блокады стали ленинградские кинооператоры и режиссеры. Так в 1942 году вышел фильм Ефима Учителя. Благодаря увлечению Василия Цветкова можно увидеть восемь авторов этой картины. Полковник Цветков служил в блокадном городе и коллекционировал автографы, причем, именно на фотографиях. 

СЕРГЕЙ ЧЕРНОБАЙ,заведующий отделом обеспечения сохранности и государственного учета документов ЦГАЛИ СПб:
«Были собраны фотографии ленинградских режиссеров и кинооператоров, которые работали в блокадном городе в 1942 году, они все датированы, все подписаны теми людьми, которые изображены на них».

Сохранился со всеми пометками и приказ из фондов ленинградского радио от 27 января 1944 года. По штампам видно, в 19:45 диктор Меланид впервые озвучил долгожданную весть о снятии блокады, а в 20:54 повторил его коллега Выгодский. Казалось бы, все эти документы давно изучены. Но около недели назад обнаружили уникальную вещь в фонде поэта Решетова. Это боевой листок с его автографом. 

ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВА,директор центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга:
«С этой листовкой мы бежали со Смирновым в наступление. Самолеты мелкими бомбами нас прихватили. Его убило. На листовке кровь Смирнова».

Позднее было найдено и стихотворение, опубликованное в газете «Кировский рабочий» в январе 1941 года, где рассказывается история, вероятно, именно этого солдата. 

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях»Instagram и «ВКонтакте».

Читайте нас в Telegram.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»