40 лет назад ушел из жизни легендарный композитор Василий Соловьев-Седой. «Матросские ночи», «Пора в путь-дорогу», «Мы, друзья, перелётные птицы», «Где же вы теперь, друзья-однополчане» известны, наверноЮ каждому. Но жителям Северной столицы особенно дороги его композиции о нашем городе.

Соловьев-Седой написал «Вечернюю песню», которая стала неофициальным гимном нашего города, хотя мало кто знает, что гимн неофициальный. Скорее, наоборот. Под песню разводят мосты, начинают официальные мероприятия и идут на битву. Ведь матч «Зенит» — «Спартак» называют именно битвой.

Поют не только болельщики, но и футболисты. Алексей Игонин исполняет гимн в автобусе фанатов. Экс-капитан был внимательным игроком и слушал, что на Петровском кричат с трибун и что поют.

АЛЕКСЕЙ ИГОНИН,экс-капитан ФК «Зенит»:
«Действительно было слышно, что группы болельщиков там скандируют. В том числе была и эта песня. Для меня выло намного проще выучит текст песни, слова песни помнил еще с тех времен».

Даже Владимир Путин сыграл Соловьева-Седого, ожидая встречи с представителем Китая. Значит, песня действительно уникальна, ведь только такие мелодии могут заставить человека сесть и сыграть.

— Он работал утром. Я просыпался в школу под звуки рояля.

Будильником мальчику служили мелодии, ставшие впоследствии легендарными и бессмертными. А он, названный в честь деда, был первым слушателем хитов. Квартира была по-особенному пропитана творческим духом. Наполнял ее не только Соловьев-Седой. Многочисленных гостей здесь было так много, что больше запомнились те, кого увидеть не получилось, чем те, с кем удалось.

ВАСИЛИЙ СОЛОВЬЁВ-СЕДОЙ,внук композитора Василия Соловьёва-Седова:
«Среди гостей была Людмила Гурченко, которая снималась в фильме «Открытая книга». Песню к фильму писал дед. И меня не пустили, поскольку я был болен, а мне ужасно хотелось».

В Ленинградской квартире композитор жил с 1950 года до 1979-го. Здесь же, вероятнее всего, была написана одна из главных мелодий мастера.

«Подмосковные вечера» изначально назывались ленинградскими и были навеяны именно нашими, местными сумерками. Но потом забытую самим автором песню вдруг вспомнили под фильм о спартакиаде, которая проходила в столице. Причем худсовет не принимал работу и считал неудачной. Как часто ошибаются редакторы! Соловьев-Седой ошибался редко, все его эксперименты удавались.

БОРИС БЕРЕЗОВСКИЙ,президент филармонического общества Санкт-Петербурга:
«Есть такой размер пять четвертей. Я знаю из этого дела Паула Дезмаонда, есть еще одна Колкера, и тут вдруг у Василия Павловича: «Услышь меня хорошая, услышь меня красивая. Услышь меня хорошая, заря моя». Пять четвертей. Боже!»
АРТЁМ ШАРИПОВ,корреспондент:
«При всей простоте композиций, они все-таки по-своему сложны и насыщены приемами, обогащены находками, и мелодичны до невозможности, поэтому один раз услышав, их невозможно забыть. И ощущение такое, будто один раз заиграв, они продолжат звучать без перерыва».

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях»Instagram и «ВКонтакте».

Читайте нас в «Яндекс.Дзене».

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»