Ставшему родным для многих ленинградцев-петербуржцев Дому книги исполняется 100 лет.

Дом компании «Зингер» сегодня — один из символов Невского проспекта. Но уже 100 лет здание носит имя Дом книги. В начале декабря 1919 года директор Петрогосиздата Ионов вручил ключи от книжного магазина №1 его первому директору Аникееву, и 19 декабря 1919 года магазин открылся.

В то время в Доме книги была сосредоточена почти вся книжная торговля Петрогосиздата. А на верхних этажах здания располагались редакции издательств «Искусство», «Художественная литература», издательство Лендетгиз, организованное С. Я. Маршаком. В Доме книги часто бывали Алексей Толстой, Ольга Форш, Константин Федин, Даниил Хармс.

Во время блокады Ленинграда Дом книги продолжал работать. В начале ноября 1941 года в соседнее здание попала бомба, и взрывной волной выбило все стекла в витринах Дома Зингера. Окна заколотили досками и фанерой, и при свете коптилок сотрудники Дома книги продолжали работать.

В послевоенные годы Дом книги оставался любимым ленинградцами книжным магазином. И никогда фамилия первых владельцев не забывалась горожанами. Как и прежде, здание продолжают называть «домом Зингера». И вот как начиналась его история.

В начале XX века всемирно известная фирма-производитель швейных машин решила построить свой главный офис в Петербурге по образцу чикагских высоток. Для этого выкупили участок за миллион рублей напротив Казанского собора. Но совершив покупку, иностранцы были озадачены петербургским строительным уставом. Возводить здания выше Зимнего дворца в городе было нельзя.

Невский проспекту пришлось остаться без небоскреба. Но академик архитектуры Павел Юльевич Сюзор нашел способ примирить амбиции американского бизнеса с Петербургом. 

Чтобы идея высотной доминанты совсем не затерялась в новом архитектурном проекте, над зданием возвели башню-фонарь со стеклянным глобусом. При этом необычную геометрию. башни Сюзор тонко соотнес с формами шатров расположенного рядом Храма Воскресения Христова, или Спаса на Крови. А ее прозрачная легкость не конфликтует с архитектурой Казанского собора. Глобус изнутри освещался электричеством. Он служил рекламой фирмы.

Необходимый пафос зданию добавил декор. Фигуры дев-валькирий — аллегория компании. Одна — в боевом облачении с копьем — олицетворяет тяжелую промышленность. Вторая — несущая веретено — опирается на швейную машинку и символизирует легкую промышленность. Орел под башней напоминает орла с герба США.

Хозяева, разместив в здании контору, магазин, склад и мастерские, намеревались извлечь, из проекта максимальную прибыль и активно сдавали помещения в наем. Но до 1917 года проект окупиться не успел. А Дом Зингера стал родным для многих ленинградцев Домом книги.

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях»Instagram и «ВКонтакте».

Читайте нас в «Яндекс.Дзене».

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»