Музей звукотехники XX века появился в квартире на Большом проспекте Петроградской стороны. Как создавалась коллекция из 120 экспонатов, узнал Артем Шарипов.

Коллекционерам повезло: они купили любимый аппарат авиационных диспетчеров и в придачу получили 5 часов увлекательных переговоров с пилотами. В музее МН-61 работает без перерыва: создает антураж, как бы напоминая, что шестидесятые — эра проволочных магнитофонов. Такими пользовались даже шпионы, освоили они западногерманский «Протон» — такие агрегаты на западе находились в открытом доступе.

МАКСИМ СМИРНОВ,коллекционер:
«Производился такой аксессуар, закамуфлированный под часы микрофон, что делало его невероятно популярным. Под одеждой весел микрофон в футлярчике для ношения».

В советском союзе «Протон» носили только избранные — сотрудники КГБ. Позже для них придумают миниатюрный «Электрон», а в руки его возьмет главный разведчик союза — Штирлиц. Правда, в фильме, чтобы соответствовать времени, на диктофоне будет логотип другой фирмы. 

Именно после «Семнадцати мгновений весны» «Электрон» стал известным. Вживую его увидеть было практически невозможно — стоил слишком дорого и не пользовался спросом. Даже у журналистов такого не было, хотя они в нем очень нуждались. 

АРТЕМ ШАРИПОВ,корреспондент:
«Советские репортеры 50-х работали вот с такими магнитофонами. Золотое было время — никто никуда не спешил, ни о какой мобильности речи быть не могло. Репортеру надо было каждые 15 минут менять бобину, а кроме того, явно не хватало рук: журналист говорил в микрофон, следил за записью и должен был каким-то образом регулировать уровень сигнала».

Почти над каждым аппаратом надо было производить какие-то магические ритуалы. Скажем, голос, который записывали на бумажных пластинках, стирали простым магнитом, а музыку с винила переписывали при помощи самодельных аппаратов. Причем обычно на ренгеновские снимки, которые тоже постоянно эволюционировали под напором советской изобретательности.

— За основу берется тот же рентгеновский снимок, но эмульсия с него смывается и под нее подкладывается свежая фотография.

Почти двадцать лет покупок, обменов, посещений городских помоек наконец-то обернулись успехом. Хобби стало семейным делом — жена Максима Смирнова сама увлекается радиотехникой.

ПОЛИНА ШУР,коллекционер: 
«Я его не пилю за это, я сама такая. Из-за коллекции мы не ругаемся». 

И потому коллекция насчитывает уже 150 экземпляров, достойных музея. Пока он любительский и работает только по выходным, но жители все больше узнают о нем и протаптывают в коммуналку на Большом проспекте Петроградской стороны народною тропу.

— Привет телезрителям телеканала «Санкт-Петербург»! Приходите к нам в музей!

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».

Читайте нас в «Яндекс.Дзене».

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»