Природа ставит перед инженерами, занимающимися проектированием защитных сооружений, новвые задачи.

Петербургский опыт может пригодиться Италии. Речь о возведении комплексов защитных сооружений. После разрушительного наводнения в Венеции, которое стало самым мощным за последние полвека, в итальянской прессе появились упоминания петербургской дамбы. Журналисты описывают функциональность и надежность сооружения и призывают правительство республики присмотреться к инженерным решениям Северной Венеции.

Что готов предложить Петербург, где, к слову, 19 ноября вспоминали самое страшное наводнение за всю историю города, которое произошло 195 лет назад? Сейчас от наводнений со стороны Финского залива Северную столицу спасает комплекс защитных сооружений, но по словам специалистов, город все-таки может накрыть волной. Откуда и когда ждать большой воды? Разбирался корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Евгений Соловьев.

Венеция, 13 ноября. Кадры, которые облетели весь мир. Город, что по умолчанию ассоциировался с территорией полной гармонии двух стихий уходит под воду. Лагуна Венета поднялась почти на 2 метра, ворвалась на улицы, затопив 80% Венеции, забрав жизни двух человек и разгромив объект мирового культурного наследия. Ущерб оценили в миллиард евро. Мэр города Луиджи Бруньяро говорит: «Мы поставлены стихией на колени». 

По иронии ли судьбы, но именно в эти дни в Петербурге, нареченном Венецией Северной вспоминают о самом масштабном наводнении без малого двухвековой давности. Проводят параллели и обращаются к солнцу русской поэзии. 

ЕВГЕНИЙ СОЛОВЬЕВ,корреспондент: 
«События ноября 1824 года ярко и образно описаны в знаменитой поэме «Медный всадник». Город во власти стихии. Нева поднялась на 4 метра и 21 сантиметр выше уровня ординара. Основатель Петербурга уже не на постаменте — Гром-камень по макушку скрыт водой. Повсюду среди волн обломки разрушенных мостов и строений. Пушкин рисует картину поистине апокалипсическую: «Гробы с размытого кладбища плывут по улицам, народ зрит Божий суд и казни ждет». 

Последствия этой катастрофы даже завзятый циник не решится перевести в современную валюту. Погибло 480 человек. Официально. Историки настаивают — реальная цифра в 10 раз больше. 

Потоп 1824 года стал следствием так называемой длинной волны, рожденной в Атлантике и гонимой запредельно мощными западными ветрами. Ровно через 100 лет в 1924 они вернулись еще раз. Многочисленные таблички на исторических зданиях сегодня напоминают о том, как высоко поднялась Нева. Не удивительно, что петербуржцы с тревогой всматриваются в грядущий 2024 год. Знающие люди их утешать не торопятся. 

ЮРИЙ ШЕВЧУК,эколог:
«Я еще даже добавлю, наводнение 1724 года, когда Петр I простудился и помер. Опасаться столетнего цикла, естественно, нужно».

Впрочем, вот уже 8 лет город закрыт от удара с моря надежным щитом. Дамба протяженностью 25,5 километра уникальна по совокупности технических решений. Гигантские механизмы при малейшей угрозе в автоматическом режиме за несколько часов сдвигают и опускают многотонные затворы. 

ЕВГЕНИЙ СОЛОВЬЕВ,корреспондент:
«С 2011 года большая вода 18 раз незваным гостем приходила в Санкт-Петербург, но всякий раз стучалась в закрытые двери комплекса защитных сооружений». 

О необходимости строительства КЗС заговорили еще в 70-х. Возводить начали в 79-м. И все конструктивные решения родом оттуда — из советского прошлого, где творили советские инженеры, работала плановая экономика. Солнце и волны Балтики были тоже советскими. 

ИГОРЬ ПОЛИЩУК,заместитель генерального директора по эксплуатации КЗС Санкт-Петербурга: 
«Все те расчеты, которые производились, они на те климатические условия, которые были доступны на тот момент. Сейчас климатическая ситуация меняется, климат ухудшается, активность циклонов увеличивается. Но КЗС сделан с большим запасом прочности». 

Дамба устоит, даже если с моря придет волна высотой 5,5 метра. Расчет математически точный. Другое дело, что климат на планете меняется. И это вызов будущим инженерным решениям. 

ВАЛЕРИЙ ЦЕПЕЛЕВ,начальник ФГБУ «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»:
«Возникают наводнения, которые отличаются от прошлых тем, что они длятся очень долго. Подходит две волны, и даже вот три волны было в недавние годы. И в связи с этим дамба закрыта очень долго и Невская губа наполняется водами не Финского залива, а Невы».

Примерно 2600 кубических метров в секунду выливает Нева в закрытую чашу Невской губы и наполнит ее до краев примерно за 48 часов. А дальше беда. В связи с этим все чаще говорят о необходимости строительства, как и планировалось ранее, второго — Шлиссельбургского затвора, который будет перекрывать транзит воды из Ладоги. А заодно, нужно заканчивать практику создания новых намывных территорий, которые с каждым следующим гектаром уменьшают площадь залива, неизбежно приближая ту самую последнюю каплю безграничного терпения природы.

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».

Читайте нас в «Яндекс.Дзене».

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»