Экспозицию готовили два года, туда вошли 250 работ из 37-ми российских и мировых музеев.

На одной из площадок Культурного форума — в Манеже — открылась выставка социалистического реализма, на которой представлены два титана этого жанра — Александр Дейнека и Александр Самохвалов. Экспозицию оформили в особом стиле.

Под одной крышей удалось собрать лучшее картины мастеров. Из привезли из 37-ми музеев страны и мира и 9-ти частных коллекций. Экспозицию посетил корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Артем Шарипов.

— Возникла идея сделать это как матч, товарищеский матч.

Именно поэтому входившие немного мялись перед манежем, ведь встречал их бутафорский фасад стадиона, архитектурой напоминающий Петровский. Пройти на выставку надо было через трибуны и подтрибуный тоннель. У тех, кто понимает что такое футбол, в этот момент защемило в груди, а в голове по старой памяти заиграл футбольный марш — это не детские игры, а настоящее дерби. Москва — Ленинград.

АРТЕМ ШАРИПОВ,корреспондент:
«Дейнека против Самохвалова. Две школы сошлись в поединке как «Зенит» — «Спартак» — это самое точное определение. Однако битва художников по не может быть жесткой. На таком уровне, на каком творили оба, все равны, и потому матч товарищеский, где побеждает зритель».

Работы мастеров чередовали в надежде противопоставить их, но внимательный зритель увидел диалог художников, особенно в первой части экспозиции, которая называется «Дети». Картины порой так похожи, будто их писал один автор.

АНТОН ГОРЛАНОВ,архитектор, дизайнер экспозиции:
«Оба художника работали очень много для книжной графики, например, в 20-е, 30-е годы. Для издательств сделали кучу книжек, Самохвалов сам писал детские книжки». 

Выставку готовили два года, собирая под одной крышей, вернее на одном поле, 250 работ из 37-ми музеев страны и мира. Главный экспонат Самохвалова на выставке — его «мадонна» — знаменитая «Девушка в футболке», получившая золотую медаль на Международной выставке в Париже в 1937 году. Самую знаменитую работу Дейнеки, которую и сегодня знает и стар и млад, перевозить из Русского музея не стали. Речь об «Обороне Севастополя».

СЕМЕН МИХАЙЛОВСКИЙ,куратор выставки:
«Это важная работа, она должна висеть в Русском музее. Она в постоянной экспозиции и пытаться вытащить ее из музея — неправильно».

Но и без нее у Дейнеки военная тематика представлена достаточным количеством шедевров, здесь и «Сбитый ас», и «Оборона Петрограда» — все то, что должно поднять в человеке градус патриотических накала, а его в творчестве художников должны поднимать не только картины военных лет.

Шахтеры, ткачи, будущие летчики — обычные советские граждане, все эти античные и атлетичные тела пронизаны некоторым пафосом, который, казалось бы, уже неинтересен современному зрителю, но нет.

ЖАНЕТ ШЕРШИТЦКАЯ,посетитель выставки:
«Конечно, их творчество отражает время, этот период советский. Это не значит, что это плохой период, какой-то закостенелый или грубый, наоборот, в нем есть романтика и лирика».

В этом и заключается мастерство смотреть на картины соц реалистов. Директор Курской государственной галереи Дмитрий Припачкин перед открытием выставки на симпозиуме объяснял гражданам, как правильно смотреть на живопись Дейнеки и Самохвалова.

ИГОРЬ ПРИПАЧКИН,директор Курской государственной картинной галереи имени А.А. Дейнеки:
«Египет я упоминал, эпоху Возрождения, древнерусскую фреску — это все Дейнека, модернизм — тоже Дейнека. «Оборона Севастополя» — это переложение страшного суда Микеланджело из плоскости вертикальной в плоскость горизонтальную».

Есть предположение, что пропагандистами они были так себе, за что их в Советском союзе ругали, а вот гениями — безусловно. Верили ли они сами в то что творили? Ответ не очевиден. Возможно, они просто хотели писать, но время было такое.

НИКОЛЯ ЛЮЧЧИ-ГУТНИКОВ,куратор и хранитель Центра Помпиду (Франция):
«У них не было выбора. Вы лучше, чем я знаете об этом».

Поэтому и судьбы у них похожи: они пережили репрессии, великую войну, Сталина и умерли с разницей в пару лет. Теперь их жизненные пути так легко соединить в один и так легко закончить чем-то общим.

— Из последнего зала мы выходим на футбольное поле.

Вероятно, ровное чистое и безбрежное поле с футбольными воротами, сами того не желая, организаторы выставки сравнили с райским садом. Да, социалистический реализм не лишен был религии, по крайне мере, нечто божественное почувствовали не только мы, глядя на шедевры Самохвалова и Дейнеки.

АНТОН ГОРЛАНОВ,архитектор, дизайнер экспозиции:
«Конечно, нечто такое было в Советском союзе в 30-е годы. Создавался новый пантеон».

Фрагмент огромного полотна под нежным названием «В забое», которое, к слову, вырезал сам Дейнека, работники одного из музеев поместили в раму во фламандском стиле. В такую обычно вставляют картины на религиозные темы. Значит, и они что-то почувствовали, а когда уже несколько человек чувствуют что-то подобное — значит так оно и есть».

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».

Читайте нас в «Яндекс.Дзене».