Взгляд на шпионские гаджеты со стороны закона представила юрист Елена Громова.

Сегодня будем говорить о специальных средствах для негласного сбора информации — о шпионских гаджетах. В студии программы «Степень защиты» юрист Елена Громова. 

Елена Болдышева,ведущая:
«Здравствуйте, Елена. Елена, скажите, пожалуйста, за применение каких шпионских гаджетов может грозить уголовное наказание?»
Елена Громова,юрист:
«Если у вас нет лицензии, и вы не являетесь сотрудником спецслужб, вы применять скрытое видеонаблюдение, скрытую аудиозапись негласную, так называемую, не имеете право и это может подпадать под уголовную ответственность».
Елена Болдышева,ведущая:
«Могу я на кота GPS-трекер повесить?»
Елена Громова,юрист:

«На кота можете. Дело все в том, что со 2 августа 2019 года федеральным законом №308 были внесены уточнения в понятие того, а что такое технические средства, которые применяются для сбора негласной информации, где указано о том, что к таким средствам не относятся те устройства, которые имеют видимые пункты управления.

То есть, простым языком, это кнопки, какие-то лампочки, которые говорят о том, что идет видеозапись или аудиозапись, то есть те, которые применяются вами для личного пользования, например, для того, чтобы не потерять кота». 

Соответственно, какой пример можно привести? Например, если это ваш смартфон, он имеет в себе и возможность аудиозаписи, возможность видеозаписи, а также программное обеспечение, которое позволяет собирать информацию. Но вы это делаете для себя, и иных лиц вы никоим образом скрыто не фотографируете и не используете эту информацию, то в данном случае ваш смартфон разрешен к применению». 

Елена Болдышева,ведущая:
«А когда оно начинает подпадать под эту уголовную ответственность? В какой момент?»
Елена Громова,юрист:

«Она возникает тогда, когда вы незаконно приобретаете, изготавливаете, храните или распространяете, то есть пускаете в оборот эти технические средства, похожие на что-то другое, но ведущие съемку, аудиосъемку, сбор информации и так далее. 

Ну как я привела пример, либо это какой-то брелок, который имеет в себе микрокамеру, или, например, очень часто такой образ возникает — очков с видеозаписью. Там вмонтированная камера и, соответственно, эти очки надеваешь, и никто ничего не понимает». 

Елена Болдышева,ведущая:
«Предположим, что сейчас на вас надеты именно такие очки. Ну, предположим. Я знаю, что они у вас обычные. Что будет вам грозить, если вы будете записывать наш разговор, меня не предупредив?»
Елена Громова,юрист:
«Для того, чтобы обнаружить в моих действиях состав преступления, необходимо, во-первых, доказать, что я именно применила эти очки. Они могут быть надеты, но я могу их не включить, например. Во-вторых, я должна не сказать вам о том, что веду эту запись. Ведь если я скажу, то тогда никакого состава преступления в моих действиях нет. То есть я гласно веду. Я скажу : «Я вас записываю!»
Елена Болдышева,ведущая:
«Елена, если я захочу тайно приобрести в интернете какие-нибудь шпионские штучки, что мне за это будет? Какой срок грозит?»
Елена Громова,юрист:
«До четырех лет лишения свободы. Градация наказания обширная — от штрафных санкций до лишения свободы, соединенная с изъятием этих гаджетов из вашего оборота».

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».

Читайте нас в «Яндекс.Дзене».