27 октября 1944 года родился народный артист РСФСР Николай Караченцов.

Николай Караченцов появился на свет в семье московских интеллигентов. Отец Петр Караченцов был художником-графиком, много лет проработал в журнале «Огонек». Мать Янина Брунак, балетмейстер-постановщик, ставила спектакли в престижных театрах Москвы, нередко принимала участие в постановках известных театров по всей стране.

Творческие способности у Николая Караченцова начали проявляться еще в раннем детстве. В школе он был постоянным участником конкурсов художественной самодеятельности, а в старших классах играл в группе «Актив» при детском театре.

После школы Караченцов не был уверен в выборе будущей профессии, но все же остановился на театральном вузе. В 1963 году он поступил в Школу-студию МХАТ, которую через четыре года окончил с отличием.

Обычно выпускников школы автоматически распределяли во МХАТ. Но в 1967 году в Театре им. Ленинского комсомола («Ленком») из-за ухода с поста главного режиссера Анатолия Эфроса был катастрофический недобор актеров. Караченцова как одного из лучших студентов-выпускников направили в этот театр. «Ленкому» будущий народный артист посвятил всю свою жизнь.

Первые роли молодой артист сыграл в спектаклях, которые до своего ухода ставил Анатолий Эфрос: «104 страницы про любовь», «Мой бедный Марат», «Снимается кино» и «Прощай, оружие!». А с приходом в «Ленком» в начале 1970-х Марка Захарова Караченцов сыграл свою первую звездную роль – Тиля Уленшпигеля в постановке «Тиль». Эта роль принесла актеру репутацию универсала: он оказался и певцом, и мимом, и акробатом.

Самой же известной театральной работой Караченцова стала роль графа Резанова в рок-опере «Юнона и Авось». Премьера спектакля, ставшего визитной карточкой «Ленкома», состоялась 9 июля 1981 года. Тогда Николай Караченцов еще не обладал нужным уровнем вокального мастерства, поэтому, работая над спектаклем, брал уроки у музыканта Павла Смеяна, который играл в «Юноне» роль Главного сочинителя.

В кино актер начал сниматься в 1967 году. Первыми работами были «Штрихи к портрету В. И. Ленина», «…И снова май». Но самые яркие роли появились после триумфа «Тиля». Уже в начале своей кинокарьеры Караченцов сыграл одну из своих ярчайших ролей – Бусыгина в экранизации пьесы Александра Вампилова «Старший сын».

Начиная со второй половины 1970-х годов Караченцов становится одним из самых востребованных актеров. Все сложные каскадерские трюки в картинах он всегда исполнял сам.

Среди его киноработ – «Собака на сене», «Благочестивая Марта», «Ярославна, королева Франции», «Приключения Электроника», «Белые росы», «Батальоны просят огня», «Человек с бульвара Капуцинов», «Криминальный квартет», «Светлая личность», «Ловушка для одинокого мужчины», «Чокнутые», «Петербургские тайны», «Королева Марго», «Досье детектива Дубровского», «Тайны дворцовых переворотов». Всего – более 100 ролей в кино.

Николая Караченова не стало за день до 74-летия, 26 октября 2018 года.

В видео использованы фрагменты:
* Х/ф «Собака на сене». Реж. Ян Фрид. 1977 год;
* Х/ф «Человек с бульвара Капуцинов». Реж. Алла Сурикова. 1987 год;
* Х/ф «Старший сын». Реж. Виталий Мельников. 1975 год;
* Х/ф «Приключения Электроника». Реж. Константин Бромберг. 1980 год;
* ТВ-версия спектакля «Юнона и Авось». Реж. Марк Захаров, 2002 год.

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях»Instagram и «ВКонтакте».

Читайте нас в «Яндекс.Дзене».

Видео: телеканал «Санкт-Петербург»

Фото: кадр из художественного фильма«Человек с бульвара Капуцинов». Реж. Алла Сурикова. 1987 год