Минувший свадебный сезон был особенно ярким. Вспомнить хотя бы свадебный катафалк Ксении Собчак и Константина Богомолова или тайное бракосочетание Паулины Андреевой и Федора Бондарчука. Чем чреват творческий подход к свадьбе – расскажем.

На невесте – белоснежное длинное платье, аккуратные туфли-лодочки в тон и тончайшая фата, жених облачен в светлую рубашку и строгий костюм-тройку черного или синего цветов – так в традиционном представлении должны выглядеть молодожены. Однако современные пары все чаще отдают предпочтение неклассическим церемониям и образам. 

Могут ли отказать невесте в черном и что будет, если прийти во Дворец бракосочетания в пижаме, выяснила редакция телеканала «Санкт-Петербург». 

Черный – цвет смерти

«Свое свадебное платье я нашла раньше, чем встретила мужа», – рассказывает петербурженка Юлия. Еще за пару лет до заветного предложения она твердо знала, в чем пойдет под венец: километры белого тюля и кринолин ее не прельщали, говорить «Да» она планировала в платье лакричного цвета. 

ЮЛИЯ ВАСИЛЕВСКАЯ,невеста:
«На удивление, будущий муж и большинство родных мой выбор одобрили и поддержали. Конечно, были и те, кто считает черный цветом смерти. Они пугали меня приметами, упрекали в неуважении к традициям, насильно таскали по классическим свадебным салонам, а когда и это не помогло, принялись шантажировать: «Если хочешь видеть нас на своей свадьбе, откажись от черного платья».

Невесту мнение «оппозиции» расстраивало, но не пугало: она твердо знала, что переубедит несогласных, а черное платье из разряда похоронных нарядов постепенно перекочует в «креативные и модные». 

Темное свадебное платье в Петербурге купить не так просто, поэтому работать над созданием образа Юлия доверила модельеру.

АЛИЯ ГАЛЕЕВА,свадебный модельер:
«Я с большим интересом отреагировала на предложение Юлии. Мне показалось, что ей это подходит по ее внутреннему состоянию. Я знала, что черное свадебное платье – это максимально ее, в белом она бы просто потерялась».

Как только платье было готово, а родственники смирились, на пути Юлии возникли новые трудности. Оказалось, что невесту в неклассическом наряде могут просто не пустить во Дворец бракосочетания из-за рокового правила №5.

Творчество против правил

Правила поведения в помещениях ЗАГСа вступили в силу еще в ноябре 2014 года, однако спустя 5 лет петербуржцы продолжают возмущаться абстрактными пунктами. И если с требованиями «не курить», «не использовать пиротехнику» и «не загрязнять помещения» все понятно, то правило №5 стало настоящим яблоком раздора между сотрудниками комитета и молодоженами. 

Согласно ему, «лицам, обратившимся в комитет для государственной регистрации актов гражданского состояния, […] надлежит соблюдать форму одежды, соответствующую месту и событию». Такая неконкретная формулировка ставит брачующихся в тупик: они не понимают, какие наряды можно считать «соответствующими» и как проявить индивидуальность, не нарушив запрет. 

Более лояльные петербуржцы в итоге надевают классическую одежду, а принципиальные пытаются обойти систему: например, договориться с сотрудниками ЗАГСа или припугнуть судом. Однако важно понимать – каждый случай индивидуален, и работники Дворцов бракосочетания имеют право отказать креативным молодоженам в регистрации. 

ЮЛИЯ ВАСИЛЕВСКАЯ,невеста:
«Чтобы осуществить мечту, пришлось лично договариваться с директором дворца. Я долго объясняла, что не маргинал, не принадлежу к субкультурам и не собираюсь устраивать из церемонии балаган, а мой жених и вовсе будет в светлом костюме. Этот факт оказался решающим – меня попросили показать фотографии свадебных нарядов. Образ руководителю понравился: «Платье хоть и черное, но очень эффектное! Я не могу запретить Вам выходить в нем замуж». 

Традиции в квадрате

Анна и Алексей (имена изменены – прим. редактора) всегда тяготели к старославянским традициям и исконно русским обычаям, поэтому вопрос свадебных образов был для них предрешен – петербуржцы обратились к услугам мастерской по пошиву и прокату народного свадебного костюма.

Анна остановила свой выбор на белой рубашке с манжетами, золотистом узорчатом сарафане на лямках и украшенном камнями кокошнике в светлых тонах. Русые волосы она убрала в косу и вплела в нее атласную красную ленту. Чтобы не мерзнуть – свадьбу играли осенью, – невеста арендовала коричнево-синий полушубок с меховым воротником. 

Алексей предпочел терракотовую рубаху, отороченную по вороту тесьмой, и подпоясался плетеным ремешком. Темно-синие штаны в тонкую полоску жених заправил в кожаные сапоги с высоким голенищем. От холода его спасали длинное пальто в старо-русском стиле и картуз. 

Костюмы: мастерская «Славутница»; фото: Анастасия Мищенко

Поначалу гостей, которые привыкли к классическому сценарию свадеб, удивил такой выбор. Однако «концепция смущала до того момента, пока не появились жених и невеста, – делится впечатлениями подруга пары. – Ребята все хорошо продумали, всего было в меру и очень интересно. Многие традиции были в новинку». 

Однако сотрудников ЗАГСа образы будущих супругов если и впечатлили, то в негативном смысле – Анну и Алексея отказывались пускать в торжественный зал. «Распорядитель громко возмущался, говорил, что все одеты как клоуны и шуты, а их внешний вид не соответствует убранству дворца», – вспоминает приглашенная гостья. 

Сначала договориться с протестующим мужчиной попытался свидетель, но с мертвой точки дело не сдвинулось – жених и невеста по-прежнему мялись у входа. Тогда взять Дворец бракосочетания на абордаж решили подруги Анны и потребовали распорядителя вызвать начальство для выяснения причины отказа. 

Мужчина что-то пробурчал и ушел. Сумел ли ярый защитник свадебного дресс-кода пообщаться с руководством – неизвестно, но вскоре на пороге появилась женщина-регистратор и пригласила всех в зал.

«Костюмы жениха и невесты выглядели очень красиво и нарядно, но никак не «клоунски». Свое поведение сотрудник ЗАГСа ничем не мотивировал, и чего он этим пытался добиться, мы не знаем. Осадок остался неприятный», – говорит подруга супругов. 

Свадьба в пижамах

Нестандартный сценарий свадьбы всегда вызывает бурную реакцию у окружающих, при этом эмоции варьируются от положительных до резко негативных. Петербуржцы Алина и Артур – креативные молодожены и творческие ребята с собственным взглядом на мир, которые переехали в город на Неве из Башкирии. 

Семейная жизнь с самого начала была необычной: ребята не стремились к официальному браку – их вполне устраивала любовь без штампов. Но летом 2017 года они решили порадовать родителей и устроить неформальное свадебное торжество в Башкирии. 

АЛИНА БАШИРОВА,невеста:
«Мы решили поехать домой транзитом через Москву, потому что я там никогда не была. Во время вечерней прогулки Артур предложил зайти в «Москва-Сити» и подняться на 48-й этаж. Потом он включил камеру и предложил полюбоваться закатом. В этот момент он опускается на колено и делает мне предложение. Я не ожидала, думала, он мне вообще предложение не сделает, поэтому меня всю трясло». 

Так предстоящая «игрушечная» свадьба превратилась в реальную, а поездка к родителям стала еще ответственнее. Алина и Артур приступили к подготовке мусульманского торжества.

АЛИНА БАШИРОВА,невеста:
«Я к ней готовилась даже больше, чем к нерелигиозной. У меня был образ мусульманской невесты – национальное платье и головной убор. Главное – родители довольны, мы отдали дань традициям, у меня сердце успокоилось».

Полтора года Алина и Артур прожили в гражданском браке, путешествовали по Таиланду и планировали совместное будущее, но в 2019 году вернулись в Россию, чтобы узаконить отношения. 

Просто прийти в ЗАГС и расписаться ребятам показалось скучным, поэтому они решили разнообразить церемонию забавными костюмами. 

АЛИНА БАШИРОВА,невеста:
«Когда мне говорят про белое платье, меня перетряхивает – не нравится мне то, что у всех одинаково, все это делают, и зачем это мне. В этот момент все покупали кигуруми (пижама-комбинезон в виде животных или героев мультфильмов – прим. ред.), и я предложила жениху расписаться в них. Думала, он откажется, но Артур идею поддержал».

В итоге – жених перевоплотился в жирафа с ярко-розовым галстуком-бабочкой, а невеста примерила на себя образ голубого единорога. Дополнили ее свадебный наряд фата цвета фуксии и букет из плюшевых мишек. 

АЛИНА БАШИРОВА,невеста:
«19 февраля 2019 года расписались. Сотрудники ЗАГСа были в шоке от того, что мы пришли в таком виде. Позже наш друг из Петербурга сказал: «Вас бы не пустили в Питере в таких нарядах. Есть определенные правила, которые регламентируют, в какой одежде можно заходить в ЗАГС». Но в Давлеканово на это не смотрели, мы наоборот подарили всем улыбку».

Тренд на оригинальные свадебные образы стремительно набирает популярность у молодоженов. Кому-то везет, и торжество проходит гладко, а кто-то сталкивается с бескомпромиссностью ЗАГСа и вынужден менять концепцию.

Мнения о законности правил для посетителей петербургских ЗАГСов разнятся. Горожане называют требования абсурдными, а сотрудники профильного комитета объясняют отказы функциями ЗАГСа: в помещениях регистрируют не только браки, но разводы и смерти, поэтому карнавал во дворцах не уместен. 

Впрочем, как показывает практика, обтекаемое правило №5 может сработать и на молодоженов. Отсутствие четких требований оставляет петербуржцам возможность заранее объяснить свою ситуацию и договориться с сотрудниками городских ЗАГСов. 

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».

Читайте нас в «Яндекс.Дзене».