Сегодня исполнилось 260 лет со дня рождения Андрея Воронихина. Каждая юбилейная дата, связанная с его именем, порождает бурные обсуждения творчества автора среди исследователей. А для горожан, это повод иначе взглянуть на ставшие привычными открыточные виды Петербурга.

56 колонн розового финского гранита словно выплывают из-под огромного купола. Казанский собор — один из главных символов Петербурга и самое известное творение Андрея Воронихина. Создав этот уникальный для России храм, архитектор навсегда вписал свое имя в историю.

РАФАЭЛЬ ДАЯНОВ,архитектор-реставратор:
«Когда вы идете по Невскому, достаточно сдержанной архитектуры. И тут перед вами открывается этот роскошный комплекс. И вот в этом гениальность. Надо было поставить этот мощный ансамбль и каким-то образом его повернуть в сторону Невского проспекта. И отсюда появилась эта колоннада».

Воронихин родился в 1759 году на Урале. Крепостной крестьянин начал обучение в иконописной мастерской. Его талант заметил граф Александр Строганов. И дал юноше вольную.

Первый заказ в Петербурге Воронихину поручил покровитель. Архитектор обновил интерьеры более чем 20 залов Строгановского дворца, заменив барочные формы Растрелли монументальным классическим стилем.

СЕРГЕЙ КУЗНЕЦОВ,заведующий сектором изучением истории строгановского дворца Русского музея:
«Он фактически еще и первый дизайнер в России. Потому что он тщательно продумывал всю составляющую зала: где стулья стоят, где картина висит, как свет падает, где растение должно быть, где птичка, где музыка должна звучать».

Воронихин проявил себя и как живописец. Первое звание академика он получил именно за картины. И тут проявилась еще одно свойство — чувство юмора мастера.

— Вот видите, этот охранник спит. А эти два человека рядом с ним решили размяться.

Но слава пришла к Воронихину-архитектору. Его называют одним из создателей русского ампира. Крепостной гений причастен ко многим знаковым объектам Северной столицы. Среди знаменитых творений — колоннады Петергофа, интерьеры дворцов в Стрельне, Гатчине, Павловске и Горный институт.

МАРИЯ ЭЛЬКИНА,архитектурный критик:
«Он развернут не к некому городскому пространству, а к морю. Мы видим, что вот там уже вот-вот начинается Финский залив, и здание немножко повернуто к нему, к воде. Ничего такого раньше сделано не было».

В проектировании храмов Воронихин серьезно опередил свое время. Он заложил основы неорусского стиля, который окончательно сформировался через столетие после его смерти, в 1814 году.

МАКСИМ ЛЕБЕДЕВ,корреспондент:
«К сожалению, не все творения Воронихина сохранились в первозданном виде. К примеру, здесь в 1807 была построена собственная дача архитектора. Позднее, уже в советское время, в преддверии Олимпиады-80 деревянную усадьбу разобрали, посчитав, что она будет портить вид правительственной трассы. Десять лет назад здание восстановили, но уже из железобетона».

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях»Instagram и «ВКонтакте».

Читайте нас в «Яндекс.Дзене».

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»