Врачи работали над восстановлением функций сосудов.

Две спасенные жизни в Центре Алмазова на этой неделе оказались в центре внимания средств массовой информации. Оба случая уникальны. В первом был прооперирован пенсионер, у которого диагностировали аневризму грудной аорты. Скальпель хирургам не понадобился, через сутки после операции мужчина мог ходить, а в конце недели его выписали из больницы.

А неврологи и нейрохирурги Центра спасли молодую женщину, у которой сразу после родов была диагностирована редкая генетическая болезнь моямоя.

С пациентами и врачами встретился корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Дмитрий Павлов.

— Сейчас у меня все убрали, сняли и сказали, что потихоньку ходите.

Рекомендации врачей Василий Разумов выполняет добросовестно. Меряет шагами больничный коридор, хотя сутки назад перенес операцию. О том что она будет малоинвазивная, то есть без разреза скальпелем, пенсионеру сообщили заранее. 

— Какие у вас ощущения? Вы подумали, что нет, лучше по-старинке?

— Нет. Я конечно рад был. 

Аншлага в операционной Василий Разумов не видел — был под наркозом. К хирургическому столу пригласили специалистов ведущих медецинских центров России, чтобы они увидели самый современый способ лечения аневризмы дуги аорты. Аневризма характеризуется ослабшими стенками аэрты, которые могут порваться. Лечение — установка протеза. Он называется стент-графт. К больной дуге имплантат доставляют с помощью специального устройства. 

ДМИТРИЙ ПАВЛОВ,корреспондент:
«Это устройство по доставке стент-графта. Весит граммов двести. Совсем не тяжелое. Сам стент-графт, размер которого в диаметре 30 миллиметров, находится в сжатом состоянии внутри этой трубки. Все устройство выглядит внешне как рыболовная удочка».

Трубку вводят в бедренную артерию, через брюшной отдел аорты заводят в дугу и раскрывают. Стент-графт плотно прилегает к здоровым стенкам, блокируя аневризму. 

Но в случае с Василием Разумовым не все так просто. Протез ему нужно установить в зоне, где от аорты отходят три сосуда, питающие головной мозг. Плотная ткань на металлическом каркасе перекроет кровоток и это моментально вызовет у пациента инсульт. Выход показал главный сосудистый хирург Китая Ченг Шу. Профессор попросил скальпель, приоткрыл стент-графт и вручную сделал в нем необходимые отверстия. 

МИХАИЛ ЧЕРНЯВСКИЙ,заведующий НИО сосудистой и интервенционной хирургии НМИЦ имени В.А. Алмазова:
«Мы привыкли, что мы открываем внутри, а когда мы открыли на операционном столе и сделали конкретные отверстия под наши артерии, конечно это достаточно.. Ну я очень был впечатлен на самом деле. Все гениальное просто».

После такой российско-китайской модернизации стент-графт установили в грудную аорту Василия Разумова. 

ВАСИЛИЙ РАЗУМОВ,пациент ФГБУ НМИЦ имени В.А. Алмазова Минздрава России: 
«Ничего не ощущаю внутри. Никаких ощущений, что что-то там у меня есть. Ощущений вообще никаких нет».

А вот у Алины Алиевой ощущения наоборот появились, она вновь учится ходить и это для нее большая радость. 

— Сейчас хочу поправиться быстрее и пойти уже.

Недавно Алина стала мамой. На второй день после родов у нее полностью отказала левая часть тела. Пропала речь. В Центре Алмазова у девушки диагностировали болезнь моямоя. В переводе с японского моямоя — клуб дыма. 

АНДРЕЙ СЕРГЕЕВ,врач-нейрохирург ФГБУ НМИЦ имени В.А. Алмазова Минздрава России: 
«По неизвестным причинам у человека постепенно закрываются крупные артерии головного мозга. Если приводить пример: плотину поставили и постепенно перекрывают ток жидкости. Воды. Если это происходит в пустыне, там все вымирает. По сути дела такое происходит, но только в голове человека».

Алине грозил инсульт, но врачи Центра Алмазова ее спасли. Первое что сделали: правильно установили диагноз. Моямоя часто встречается на востоке. Для северо-запада России болезнь редкая. 

ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВА,заведующая кафедрой неврологии и психиатрии ИМО ФГБУ НМИЦ имени В.А. Алмазова Минздрава России: 
«Благодаря высокой квалификации наших докторов-неврологов, которые заподозрили и сделали это исследование, благодаря умению наших хирургов была проведена сложная операция».

Нейрохирург Андрей Сергеев несколько часов колдовал над сосудами правого полушария мозга Алины, который пострадал больше всего. Врач заявляет, что ничего особенного не сделал, лишь воспользовался методом, который разработали 50 лет назад. 

АНДРЕЙ СЕРГЕЕВ,врач-нейрохирург ФГБУ НМИЦ имени В.А. Алмазова Минздрава России: 
«Берется поверхностная височная артерия. Она располагается прям под кожей у нас и выполняет функцию кровоснабжения кожи. Эту артерию мы забираем и вшиваем прямо в сосуды мозга, по сути, мы дополнительный ток крови даем в обход суженным сосудам».

После операции заработала левая рука, постепенно начала уменьшаться слабость в левой ноге, но говорить Алина по-прежнему не могла. Ей сделали вторую точно такую же операцию, но уже на левом полушарии. Сегодня все двигательные и речевые функции молодой мамы приходят в норму. 

— Покажите движение в руках, ножках. Молодец.

Пока организм полностью не восстановится, Алина Алиева будет находиться в Центре Алмазова под наблюдением специалистов и круглосуточным надзором своего супруга. Так что, в своем полном выздоровлении девушка не сомневается. 

— Что сделаете, когда дома окажетесь? Первое? 
— Ребенка обниму.

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».

Читайте нас в «Яндекс.Дзене».

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»