Изменения вступили в силу с началом нового учебного года.

С 1 сентября Министерство образования своим приказом разрешило употреблять такие слова как дОговор, йогУрт и — самое страшное — кофе среднего рода.

Хотим мы этого или не хотим, но в школах эти, казалось бы, ошибки, отныне будут подаваться как варианты нормы. Такое допущение со стороны лингвистов у многих вызвало острый протест. Филологов уже упрекают в потворстве невежеству и моде. 

Что еще потеснит грамотную литературную речь? «Аццкий» язык интернета? На что ориентироваться при выборе слова? На словари или общественное мнение?

Взять хотя бы борьбу за гендерное равенство: авторки, блогерки и дизайнерки уже настаивают на феминитивах, но у многих язык пока не поворачивается. Впрочем, стоит ли так драматизировать? В этом разбирался корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Александр Буренин.

АЛЕКСАНДР БУРЕНИН,корреспондент:
«Как правило, вмешательство в русский язык вызывает великое и могучее волнение. Сразу выстраиваются почти катастрофические сценарии, где можно будет, не подписав дОговор и не всматриваясь в прОтокол, выпить чашечку кофе — ведь оно мое — и не то что в личной беседе, но даже в переписке не соблюдать правила орфографИи».

Все баристы волей-неволей в эпицентре филологических тенденций. То у них кофан закажут, то кофейчик. Как правило, покупки все-таки мужского рода, но при этом угроза пришла откуда не ждали. Армия привычных кисло-молочных бактерий с фруктовым вкусом получает свободу ударения. Новые заказы уже настораживают сотрудников.

АНАТОЛИЙ ПОБОЖЕВ,директор кофейни:
«Если придут и закажут одно йогУртовое капучино, это будет шок для бариста. Ведь теперь можно будет говорить и йогурт и так, и так, да и капучино вроде можно в среднем роде».

Филоги-профессионалы от нового ударения крепкого напитка с трудом сохраняют бодрость духа. Рассказывают, что идеи изменить словари возникают почти каждый год, аккурат к началу учебного, чтобы вызвать у родителей переживания, дескать, мы росли совсем не так, а тут реформы погубят детей. 

С другой стороны, нет ничего криминального. Это даже лишняя реклама русского языка, и изменения, связанные с новыми формами слова, скорее развитие, чем деградация. Но при этом кофе должен оставаться лакмусовым напитком, который показывает уровень образованности. Но есть, кончено, и другие слова.

ВАЛЕРИЙ ЕФРЕМОВ,доктор филологических наук, профессор:
«Когда мы учились на филфаке, нам строго запретили говорить звОнит, тортЫ и красивЕе. Правда, сейчас тортЫ допустимы, так как мы больше перешли в область пироженок. Хотя это не очень хорошо».

Три огромных тома, здесь новые слова, пришедшее в русский язык только в 90-х. Там тренд и фьючерсы соседствует со словами кидок и стрелка — в те времена одно могло явиться причиной другого. 

НИКОЛАЙ КАЗАНСКИЙ,доктор филологических наук, академик РАН: 
«Позавчера я по телевизору услышал, что хотят дигитализировать сотрудников одной из компаний. Внутренней формы у этого слова нет, как собираются оцифровывать сотрудников, я не знаю. Если бы речь шла о сотрудницах, то я бы подумал, что это что-то неприличное. По форме дигитализировать, дигитус — палец. То есть потыкать пальцем».

Лет двести назад русский язык серьезно шагнул вперед благодаря развитию поэзии. Сегодня считается, что источники пополнения заметно сузились. 

НИКОЛАЙ КАЗАНСКИЙ,доктор филологических наук, академик РАН: 
«За последнее время у нас всего лишь два новых жанра появилось, это батлы и пирожки. И, получается, язык развивается тем путем, который диктуют эти два источника».

Несмотря на все слухи и идеи, ваш мобильный телефон так и продолжит звонИть, хотя бросать курить теперь можно и по срЕдам, и по средАм. Филологи же настоятельно рекомендуют, продолжайте пить кофе — все-таки он ВАШ, как собственно и русский язык — не чужой. Он великий и могучий, но при этом обидеть его очень легко. 

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».

Читайте нас в «Яндекс.Дзене».