Легендарному «Вымпелу» сегодня исполнилось 38 лет.

«На территории ряда стран были оборудованы тайники со специальным снаряжением для разведывательно-диверсионной деятельности в «особый период». Есть ли они сейчас? Скажу так: пусть от этого вопроса поболит голова еще кое у кого», — говорится в книге «Вымысел исключен. Записки начальника нелегальной разведки». Автор — генерал КГБ Юрий Иванович Дроздов. Он был одним из инициаторов создания группы «Вымпел» — сильнейшего в мире подразделения специального назначения. 

19 августа группе «Вымпел» исполнилось 38 лет. Сейчас вы увидите интервью с одним из тех, кто стоял у истоков ее создания. Лев Корольков, ветеран группы «Вымпел», полковник внешней разведки в отставке расскажет о том, как все начиналось.

О них говорят так: могут выполнить любую задачу в любом месте. Не имеющее аналогов в мире диверсионное подразделение. Началось все со «Шторма — 333». Эта афганская операция вошла в учебники разведок мира. 

ЛЕВ КОРОЛЬКОВ,полковник службы внешней разведки в отставке, ветеран группы «Вымпел»: 
«Представитель руководства КГБ СССР Юрий Иванович Дроздов увидел людей в действии и сказал: «Нам необходимо создавать действующую бригаду специального назначения». Весь первый состав набрали из выпускников КУОСа — курсов усовершенствования офицерского состава. Позднее они использовались на различных участках театров военных действий, как мы говорим, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке, проходили подготовку во Вьетнаме, на Кубе и в некоторых других странах».

В «Вымпеле» только офицеры. Только с высшим образованием. С обязательным знанием языков. 

ЛЕВ КОРОЛЬКОВ,полковник службы внешней разведки в отставке, ветеран группы «Вымпел»: 
«Для общения ведь надо не так много — около трехсот слов и выражений общепринятых. Другое дело, для того, чтобы приобретать источники из числа более высокого социального уровня, конечно, необходимо и знание языка. У них была разносторонняя подготовка — физическая, огневая, радио и куча других предметов, и, плюс, основная — оперативная. Это умение работать с агентурой из числа контингента, который находится в районах боевых действий».

Главнейшая задача «Вымпела» — война с терроризмом. Ее ведут тихо, закрыто, каждый день. Найти выход из кризисной ситуации, выполнить невозможную задачу — их работа. Так было всегда. Операции засекречены, но о некоторых можно говорить. Например, об освобождении заложников в Бейруте.

ЛЕВ КОРОЛЬКОВ,полковник службы внешней разведки в отставке, ветеран группы «Вымпел»: 
«Группа радикалов мусульманских в Ливане в свое время похитила сотрудников нашего посольства. Вот сотрудники «Вымпела» решили эту задачу. Там, по-моему, отослали голову брата того лидера группы, которая захватила их. Это послали не вымпеловцы, мы к варварству такому не прибегаем, а это уже местные уроженцы арабы послали. Это была мера последнего уровня. Ну, как Хоттаба отравили же, потому что это тоже была мера последнего уровня. Иными путями решить вопрос, чтобы загасить движение бандитское на Кавказе было сложно. Под него давали серьезные суммы денег. Они могли греть это движение постоянно. Ну, это операция разведки». 

В истории «Вымпела» был черный период. После штурма Белого дома в 1993 по договоренности с Западом не имеющую в мире аналогов группу начали планомерно разваливать. Но через год замдиректора ФСБ генерал Виктор Зорин приложил все усилия для возрождения уникального спецназа. 

ЛЕВ КОРОЛЬКОВ,полковник службы внешней разведки в отставке, ветеран группы «Вымпел»: 
«Снова поднял на ноги вот эти институты, которые делают эти отдельные образцы вооружения. Люди остались, которые знали значение этих подразделений, и они их возродили».

В 1998 году указом президента «Вымпел» вернули в структуру ФСБ.

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».

Читайте нас в «Яндекс.Дзене».