Особенный день сегодня для ленинградцев, переживших блокаду — День Победы над армией, 900 дней сжимавшей город в железном кольце.

Праздник жизни. Праздник победы над смертью, голодом и страхом. Корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Татьяна Самсонова услышала блокадные истории.

ГРИГОРИЙ ЯСТРЕБЕНЕЦКИЙ,скульптор, член градостроительного совета Санкт-Петербурга:
«Кончился, естественно, голод, и карточки кончились. Можно уже было как-то спокойно питаться. Но все равно вот ешь, ешь и ешь, и хочется еще».

Чувство голода во время войны Григория Ястребенецкого преследовало постоянно. Выживать и бороться почти не было сил. Но он прошел через всю блокаду. Служил в учебном полку, затем в воздухоплавательном дивизионе аэростатно-артиллерийского наблюдения. Несколько раз попадал в госпиталь. Там его спасали от дистрофии и тяжелых ранений. 

Григорий Данилович видел, как рушится дом на Суворовском проспекте, где он жил вместе с родителями, как горел Гостиный двор и как эвакуировали шедевры Эрмитажа. Эти воспоминания он пронес через всю жизнь. 

Особой страницей в памяти — начало войны. Тогда он был еще школьником, но вместе с одноклассниками уже рвался на фронт. 

ГРИГОРИЙ ЯСТРЕБЕНЕЦКИЙ,скульптор, член градостроительного совета Санкт-Петербурга:
«Нам еще не было восемнадцати, поэтому, говорят, идите подрастите, потом придете. Но 2 июля, через десять дней после начала войны, мы, все трое, получили повестки в военкомат». 

Победу Григорий Ястребенецкий встретил в Восточной Пруссии. Вскоре вернулся в Ленинград и поступил в Академию художеств. Он создал более пятидесяти памятников и мемориальных досок. Большая часть работ посвящена войне. Эта тема по сей день остается центральной в творчестве скульптора. 

Тяжелые годы блокады повлияли и на творческую жизнь Марины Годлевской, заведующей литературной частью Театра музыкальной комедии. Здесь она служит почти четверть века. 

МАРИНА ГОДЛЕВСКАЯ,заведующая литературной частью Театра музыкальной комедии:
«Я горжусь, что я работаю в этом театре, который проработал все 900 дней блокады. Видимо, тогда думали, что нужно оставить тот театр, который бы бодрил человека и вселял в него надежду». 

В осажденном городе Марина Годлевская провела всю блокаду. Когда началась война, ей было полтора года. Тем не менее, в памяти многое сохранилось. Лежащие на снегу лошади, закрытые маскировочной сеткой купола Исаакия и Петропавловки, нависающие над городом дирижабли. Словно наяву, и сейчас в голове звучит музыка, которую во время бомбежек включала бабушка-итальянка, чтобы не было страшно. 

МАРИНА ГОДЛЕВСКАЯ,заведующая литературной частью Театра музыкальной комедии:
«Она заводила старый патефон. На этих пластинках было две арии. Ария Де Грие из оперы «Манон Леско» и ария Каварадосси из оперы «Тоски» Пуччини. Это до сих пор мои любимые арии». 

Эта любовь к музыке и привела Марину Годлевскую в Театр музкомедии. Здесь по крупицам собирают свидетельства очевидцев и документы блокадного времени, а потом ставят спектакли, как и в те тяжелые годы. Подвигу коллектива посвящена мемориальная доска, установленная в одном из парадных фойе театра. 

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».

Читайте нас в «Яндекс.Дзене».