175 лет исполняется со дня рождения композитора, дирижера, выпускника Морского корпуса Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Римский-Корсаков создал 15 опер, в числе которых «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», более 10 симфонических произведений и около 80 романсов. Он основал и сочинительскую школу, среди его учеников около двухсот композиторов, дирижеров и музыковедов. Работой маэстро восхищались Чайковский и Стравинский.
В честь юбилейной даты открылись после ремонта двери мемориальной квартиры на Загородном проспекте, где Римский-Корсаков жил последние 15 лет жизни. В числе гостей была и наш корреспондент Виктория Демина.
Отрывок от оперы «Садко» на мемориальном рояле 1902 года. Как и тогда инструмент стоит в гостиной композитора. Те же шторы, окна, потолки, картины. Все дышит историей, а теперь еще и едва уловимым запахом свежей краски. Почти все экспонаты музея оригинальные. Интерьер воссоздан. После ремонта в квартире Римского-Корсакова уложили и новый паркет, в точности повторяющий исторический.
НИНА КОСТЕНКО,заведующая мемориальным музеем-квартирой Н. А. Римского-Корсакова: «Мы без сожаления расстались со старым щитовым паркетом. Во время создания музея он не был создан по историческим образцам. Мы взяли исторические фотографии, вооружились лупой и посмотрели, какой же пол был в мемориальных комнатах».
Именно в этой гостиной проходили «корсаковские среды», собиравшие известных петербургских композиторов, художников, певцов. А соседи сверху, говорят, ложились на пол, чтобы услышать голос заходившего в гости Федора Шаляпина.
Многие вещи хорошо знакомы Веронике Прокофьевой, прямой правнучке Римского-Корсакова. После революции в течение полувека квартира была коммунальной, рассказывает женщина. Но все подлинные предметы и мебель вплоть до создания музея хранили потомки.
ВЕРОНИКА ПРОКОФЬЕВА,правнучка Н. А. Римского-Корсакова: «У нас в передней стояла вешалка. И мы все вешали на нее пальто, не задумываясь о том, что когда-то композитор».
Музей на Загородном появился в 1971 году. С того времени квартиру впервые детально отреставрировали, расчистили стены, проемы от слоев поздней штукатурки, краски, воссоздали потолочный декор и даже розетки. Центром музея стала мультимедийная экспозиция. Здесь современными средствами попытались передать феноменальное музыкальное восприятие композитора.
ВИКТОРИЯ ДЕМИНА,корреспондент: «Известно, что композитор ощущал каждую тональность в определенном цвете и наделял ее особым настроением. Письма к друзьям Римский-Корсаков заканчивал словами: «Будьте здоровы и пребывайте в la majeur’e». Ля-мажор для него была тональностью молодости и весны, звукосозерцать которую здесь, в музее, можно с помощью наушников и калейдоскопа».
Пять тональностей, пять калейдоскопов. Римского-Корсаков не просто сочинял музыку, он видел ее цвет, писал музыкальную картину. Рисовать оркестровыми красками сегодня может каждый посетитель мемориальной-квартиры. Цветовой орган раскрасит любую мелодию, а в интерактивных зонах можно дирижировать виртуальным оркестром и создавать свою аранжировку к известным музыкальным отрывкам.
Римским-Корсаковым стать не получится, но попытаться услышать и увидеть как мыслил выдающийся композитор, возможно.
Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».
Читайте нас в«Яндекс.Дзене».