В самом туристическом месте Петербурга - Петропавловской крепости - обнаружили уникальную находку. Во время аварийных работ в Меншиковом бастионе специалисты наткнулись на деревянно-земляной вал. Это фактически то, с чего начал свою историю Петербург в 1703 году.

Почти сразу в СМИ появилась информация, что из двух достопримечательностей останется только одна. А перед музейщиками стоит выбор: ремонтировать каменную Петропавловку или восстанавливать деревянно-земляную. Евгений Соловьев убедился, что две крепости лучше, чем одна.

Евгений Соловьев,корреспондент:
«Для неспециалистов экскурсия в Меншиков бастион заканчивается вот здесь, у разделительной ленты. Дальше хода нет. И не потому, что есть, что скрывать, а руководствуясь исключительно соображениями безопасности. Находиться на этой территории пока могут только рабочие, которые ведут укрепление кирпичной кладки бастиона и выемку грунта, а также археологи, которые обследуют объект культурного наследия».

Увидеть первую крепость, с которой в 1703 году и начинался Петербург, пока можно только с почтительного расстояния или на фотографиях. Сооружение не то что бы масштабное. По сути это простой земляной вал, укрепленный дерном. Имеется небольшой деревянный сруб. Он отлично сохранился. Возможно, будут и другие. Раскопки ведут бережно и не забывая о первоначальной миссии. 

Обнаруженные в ходе аварийно восстановительных работ в Меншиковом бастионе фрагменты деревянно-земляной крепости не стали каким-то сюрпризом. О ее существовании из исторических документов было известно давно, а первые элементы первой крепостной стены нашли еще в 2012 году, или шесть тысяч кубометров грунта назад.

Евгений Соловьев,корреспондент:
«В планах по выемке грунта заявлена колоссальная цифра — 11 тысяч кубических метров. Разница между верхней и нижней точкой дает достаточно четкое представление о масштабах проводимых работ, чтобы в прямом смысле докопаться до ответов на вопросы».

Самые главные из них — в каком состоянии конструкции Меншикова бастиона и что можно противопоставить постоянному воздействию влаги. И меньше всего, говорят работники музея, сейчас хочется фантазировать на темы прикладного значения помещений. Другими словами, давайте сначала стены спасем, а потом уже решим, какие на них обои клеить. 

Ольга Куликова,начальник отдела капитального ремонта и реставрации Музея истории Санкт-Петербурга:
«Говорить о каком-то приспособлении однозначно рано. Вначале нужно провести обследование, укрепить стены, укрепить арки, дойти до проектной отметки для того, чтобы выполнить гидроизоляцию, чтобы наш существующий объект, за который мы несем ответственность, не разрушался».

А вот вновь обнаруженный объект культурного наследия никакой угрозы для объекта нынешнего не представляет. Другими словами: две крепости могут довольно мирно сосуществовать. Другое дело, что ремонтировать одну и параллельно извлекать на свет Божий другую — дело довольно хлопотное. 

Владимир Кильдюшевский,научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН:
«Совмещать раскопки и строительные работы — всегда очень сложно. Бывает мы не можем вовремя, потому что здесь строители, и в то же время мы можем мешать строителям, потому что мы начинаем работать и прекращаем им доступ к этому участку».

Тем не менее на информационных стендах о ходе первого этапа восстановительных работ значится срок их окончания — сентябрь 2019-го. Примерно в те же сроки планируют закончить изучение вновь обретенного объекта культурного наследия — оборонительный деревянно-земляной вал — будущей столицы будущей империи. 

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях»Instagram и «ВКонтакте».

Читайте нас в «Яндекс.Дзене».