Картина «Оплакивание Христа» впервые за 225 лет покинула Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры. Масштабное полотно кисти Якоба Йорданса временно переехало в залы Эрмитажа. Шедевр станет одним из главных экспонатов выставки «Якоб Йорданс. Картины и рисунки из собраний России». Путешествию предшествовала сложная процедура подготовки к транспортировке. В путь картину провожала Виктория Демина.

Виктория Демина,корреспондент:
«Впервые Александро-Невская Лавра передает свою картину «Оплакивание Христа» для выставки в культурное пространство. Событие уникальное. Правда, стенам Эрмитажа полотно кисти Йорданса хорошо известно. С советское время собор не нес своей основной функции. Какое-то время здесь были даже склады и музей. А все картины храма были изъяты и много лет хранились в Зимнем дворце».

Картина «Оплакивание Христа» представляет большой интерес и для ценителей живописи, и для ученых. Когда полотно приобретала Екатерина Вторая, его автором считался Рубенс. Позже ошибку обнаружили и признали кисть именитого фламандца Якоба Йорданса. Загадка и шов в верхней части полотна. До сих пор неизвестно, кто и для чего надстраивал картину и дописывал. Возможно, пребывание в Эрмитаже и изучение полотна специалистами приоткроет завесу тайны. 

Алексей Одинцов,помощник наместника по реставрации и сохранению культурного наследия Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры:
«Мы начинаем плотное сотрудничество с Эрмитажем. Нет более серьезной организации, которая могла бы обеспечить и сохранность, и безопасность, и надлежащие исследования».

Произведение искусства застраховано на время транспортировки и участия в выставке. Процессом руководили опытные сотрудники Эрмитажа. Картину весом 100 килограммов и высотой три метра бережно сняли со стены собора. Далее одна из самых сложных процедур — освобождение от рамы. 

Рама и полотно поехали в Эрмитаж отдельно друг от друга. В музее картина сутки будет привыкать к новому микроклимату. После ее достанут, обследуют, почистят, обеспылят и будут готовить к экспозиции. 

Алексей Ларионов,старший научный сотрудник отдела западно-европейского искусства Государственного Эрмитажа:
«Факт пребывания с Эрмитаже — хорошая возможность провести все необходимые исследования: рентгеновские, инфракрасные, технологологические исследования красочного слоя».

Любопытно, что картина была частью коллекции, с которой начался когда-то Эрмитаж. Но с открытием первого на тот момент безиконного Свято-Троицкого собора Екатерина Вторая передала полотно в дар храму. Сейчас картина пусть и ненадолго вернется в Зимний дворец. 

Из 19 полотен и множества рисунков фламандца ожидается, что именно это загадочная работа «Оплакивание Христа» станет центральным и самым масштабным экспонатом выставки. 

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».