Специалисты, работающие в Петербурге и занимающиеся архитектурным наследием, давно ведут споры, какой сценарий лучше подходит для домов старого фонда.

Как уберечь старый жилой фонд, охраняемый государством, при этом не нарушая комфортных жилищных условий, узнавала корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Мария Марченко.

Квартиры в дореволюционных домах. Это не только высокие потолки, камины, лепнина. В подавляющем большинстве зданий перекрытия между этажами деревянные. 

СЕРГЕЙ МАКАРОВ,председатель КГИОП:
«Дерево — прекрасный материал. И масса домов в центре города живет с деревянными перекрытиями. Все зависит от того, попадает ли туда влага. Дерево портится во влажной среде».

Слабые места в старом фонде — кухня, ванная, туалет. Там, где постоянно влажно и протекают трубы. А также потолок и стены, примыкающие к кровле. Из-за сырости древесина может сгнить за пять лет, как в этой квартире на Английском проспекте. 

ДМИТРИЙ ХРОМОВ,специалист по ремонту полов в старом фонде:
«Все, что могло сгнить, сгнило. Сейчас мы видим двутавр, оголенный. И наполнение деревянное. Все это нужно полностью разбирать». 

Дмитрий Хромов не первый год ремонтирует квартиры в исторических домах. Говорит, при правильном уходе дерево за сто лет становится тверже камня. А по прочности бревна из лиственницы или сосны превосходят металлические балки. 

МАРИЯ МАРЧЕНКО,корреспондент:
«Межэтажные перекрытия в дореволюционных домах напоминают слоеный пирог. На расстоянии в полтора метра — деревянные или металлические перекрытия. Сверху и снизу — доски. А внутри толстая начинка из строительного мусора».

Определить, не превратилась ли столетняя древесина в труху, может только специалист после вскрытия конструкций. Нередко вместо металлических балок под полом находят железнодорожные рельсы. 

Указанный в документах капитальный ремонт перекрытий на деле оказывается выборочным. Если дом признан объектом культурного наследия, перед масштабными работами в квартире придется согласовать проект в нескольких государственных инстанциях. 

АЛЕКСАНДР КОНОНОВ,заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения ВООПИК:
«Когда речь идет о сохранении помещения, где есть историческая отделка, как правило, в домах-памятниках включаются отметки о нахождении перекрытий. Если там есть лепка какая-то, красивые плафоны и другие элементы, они сами могут быть предметом охраны. Для исторических зданий нет никаких ограничений».

Именно поэтому капремонт в бывших доходных домах — дело затратное и ответственное. Сложенные в одном месте мешки с бетоном или тяжелое оборудование вполне могут вызвать обрушение. Особенно если, вопреки строгому запрету, в несущих стенах владельцем сделаны арки или дверные проемы. Как это произошло на Каменноостровском проспекте, 57. Из-за последствий незаконной перепланировки в одной квартире на улице тогда оказались 36 жильцов. 

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».