В Петербург, как и в другие крупные города России, могут вернуться ларьки и автолавки. В Госдуму внесен законопроект о нестационарной и мобильной торговле. Как сообщил нашему телеканалу заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов, речь не идет о возврате того, что было в 1990-х.

Кроме того, малые форматы необходимы еще и потому, что в России серьезный дефицит качественных торговых площадей. Малому бизнесу приходится переводить квартиры на первых этажах жилых домов в магазины и ютиться в подвалах, добавил чиновник. Кроме того, открытие точек мобильной торговли — это почти 250 тысяч новых рабочих мест. Александр Буренин продолжит тему.

Александр Буренин,корреспондент:
«Ларек не столько строительный объект, сколько символ эпохи. Сенная площадь была «Тридевятым царством» розничной торговли, здесь продавали что угодно и когда угодно, достаточно лишь было постучать в окошечко. И антураж дополняла музыка, которая обязательно должна была звучать сразу из нескольких киосков».

Этот образ и в фильмах обыгрывался. Ларек не имеет, кстати, и юридического статуса. Правильный вариант — нестационарный торговый объект, они по всему городу вобщем не исчезли, а вот требования к их установке ужесточились. Сторонники инициативы подчеркивают, что любое начинание можно довести до абсурда. Сенная была в свое время катастрофой минимум в бытовом смысле. Как избежать былых ошибок? 

Кстати, Алексей Лепорк оборачиваясь в прошлое, уверен, что ларьки XX века там и должны оставаться, а вот красота может вполне спасти этот мир. Когда возводят торговые центры, дизайн разрабатывают целые коллективы, неужели на ларек не найдется одного человека, который придумает не просто как водрузить киоск ближе к народу, но и чтобы народ заинтересовался сразу внешним видом.

Алексей Лепорк,историк архитектуры:
«Есть исторические примеры, когда, например, Берлин 1990-х, там ставились киоски с выставкой, что будет в этом районе, потом все достраивалось, то киоски там оставались, так они всем полюбились и полностью дизайном соответствовали той среде, где находились. Вы увидите какую-нибудь неправильную раскошенную ну я не знаю, трапецию — сияющую в ночи, и зайдете туда купить пирожков, в этом не будет ничего плохого».

Бизнесмены парируют: трапецию с пирожками возвести не сложно, главное получить гарантии, что через два года киоск, торгующий едой, не съедят новые идеи, законы, запреты.

Алексей Третьяков,председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка:
«Фирма купила землю, построила дом. А через три года всем жильцам говорят: либо выходите на торги, либо мы вас расселяем».

Нельзя сегодня выйти на точку, зная, что завтра ее может здесь и не быть. Снесено из-за нарушений различных документов множество объектов в последние годы. В чем причина, бюрократические проволочки или собственная недальновидность, спустя несколько лет владельцев разрушенного бизнеса вряд ли это волнует. К тому же, есть вопрос конкуренции. Уже давно в торговле вывели свою формулу покупательских интресов. Ээто не спрос и предложение, это закон сохранения времени. 

Алексей Третьяков,председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка:
«Как очень афористично выразилась одна чиновница, нет у нас сейчас времени водку покупать в одном месте, а закуску — в другом. Очень здорово страдает в ассортименте мелкая розница, вы не можете торговать алкогольной продукцией, торговать сигаретами».

В 1990-е слова-то такого не знали — сетевые супермаркеты — и в ларьках закупались также супер. Многие говорили о качестве продукции, но многие знали, на что шли, низкие цены в киосках кому-то, возможно, помогли прокормить себя. Ларечный бизнес стал стартапом для ряда бизнесменов, хотя также не знали тогда, что такое стартап.

В XXI веке никто не собирается возрождать вот такие картины, и в центре города в принципе едва ли допустят возвращение рыночных городков. Есть и еще одна проблема: многие ушли торговать в интернет. Кажется, улица вновь зовет. Захочет ли кто-то вернуться?

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».