В школьных музеях, посвященных жизни в осажденном городе, продолжают рассказывать о страшных блокадных днях. Экспозиции пополняют родные и близкие артистов, писателей и художников, творивших в те страшные дни. И организаторы уверены, что такие уроки памяти помогут передавать из поколения в поколение историю подвига ленинградцев. Виктория Демина увидела экспонаты.

— Вот эту сетку принесла, например, Анечка Игнатьева, моя ученица, она натуральная, тех времен, нашли ее в гараже.

Школьный музей восемь лет помогали создавать ученики и их родные. Около 1000 предметов, хранящих память о днях блокады, в 91-й школе Петроградского района. В те годы учебное заведение было госпиталем. В подвале размещалось бомбоубежище и койки с тяжелоранеными. 

Александр Чунаев,заведующий музеем «Блокадные страницы истории школы»:
«Этот экспонат интересен тем, что реальный опыт переливания крови здесь отражен, был получен авторами во время блокады Ленинграда, издана книга в период блокады, напечатана сразу после».

Ребята вовлечены и в организационный процесс. Экскурсии для младшей школы проводят ученики старших классов, параллельно изучая неизвестные им страницы блокадной истории. 

Музею «А музы не молчали» в 235-й школе имени Шостаковича в Адмиралтейском районе уже полвека. Больше 20 тысяч экспонатов. Название говорит само за себя. От нот, пробитых осколком снаряда, и цирковых костюмов до алюминиевой посуды и детских игрушек. 

Виктория Демина,корреспондент:
«Даже в годы блокады находилось место празднику. Жители города могли посещать спектакли, концерты, новогодние представления. Для торжественных случаев это красивое платье сшили в 1941 году маленькой Лене. Наряд с большим бантом, воланами смастерила из обычных бинтов мама девочки, которая работала в госпитале медсестрой».

Музей открыли по инициативе учителя физкультуры Евгения Линда, воспитавшего целую плеяду советских и олимпийских чемпионов. Первые экспонаты принесли артисты, писатели, художники, творившие в годы блокады, а также их родственники и дети. Так, сестра Ольги Берггольц подарила музею стол поэтессы, Даниил Гранин — свою книгу, а актерская династия Боярских оформила целый стенд с театральными костюмами, буклетами и личными письмами. 

Ольга Прутт,руководитель музея «А музы не молчали»:
«Это вещи, которые пережили блокаду. Это вещи, не сгоревшие в пожарище блокады. И как Бергольц говорила: чьи-то руки пепел соберут у наших и с трепетом снесут в музей, сверкающий огнями».

В холле музея скульптура Михаила Звягина «Блокадная Мадонна». Женщина с погибшим ребенком на руках. Сотрудники говорят: искусство в осажденном городе помогало выживать, превозмогать ужас и боль. А теперь эти экспонаты помогают не забывать о подвиге ленинградцев.