Министерство культуры предложило дождаться окончания съемок фильма «Праздник» и уже по факту говорить о возможности или невозможности выдачи ему прокатного удостоверения. Позиция формальная и слишком отстраненная, считают прежде всего петербуржцы. Ведь режиссер Алексей Красовский снимает комедию о блокадном Ленинграде. Сам факт, что слова «комедия» и «блокада» оказались в одном предложении, вызывает недоумение. Депутат Госдумы Сергей Боярский назвал это «позором и кощунством». Александр Чуев выслушал и другие, не менее резкие эпитеты.

Блокадный Ленинград, 31 декабря. Семья, живущая на особом положении, тайно встречает Новый год за обильным столом, но неожиданно в доме появляются незванные и голодные гости. Так описывают сюжет авторы комедии на совсем не комедийную тему блокады.

С резким осуждением проекта уже выступил депутат Госдумы Сергей Боярский. Он заявил: сделает все возможное, чтобы не допустить выхода ленты в прокат. В частности, готов инициировать проведение экспертизы на экстремизм. Результатом которой может стать запрет на показ материала на территории страны и даже в сети интернет.

Сергей Боярский,депутат Государственной думы РФ:
«Меня возмущает сам факт. Сама идея. Она уже достойна всяческого осуждения. Это недопустимо на таких священных для страны трагических моментах истории попытаться, как сейчас модно говорить, хайпануть».

Режиссер фильма Алексей Красовский по образованию не кинохудожник, а врач-стоматолог. Родился он не в Ленинграде, а в Нижнем Новгороде. Возможно, поэтому плохо знаком с особым отношением петербуржцев ко всему, что связано со священной темой блокады.

В кино Красовский дебютировал как сценарист. Его первый полнометражный фильм — «Коллектор» с Константином Хабенским в главной роли — вышел в 2016-м. В новую картину автор тоже пригласил известных актеров: Яна Цапника, Тимофея Трибунцева, Алену Бабенко, а также младшего сына Олега Табакова Павла.

— Ты хочешь, чтобы все узнали, как мы живем? Чем питаемся? Весь город голодает!

— А ты прочла об этом в газетах или посмотрела из окна автомобиля?

На презентационной странице фильма приводится цитата из дневника инструктора отдела кадров горкома ВКП(б) Николая Рибковского. 9 декабря 1941 года он писал. 

Из дневника Н. Рибковского:&nbsp
«С питанием теперь особой нужды не чувствую. Утром завтрак — макароны или лапша, или каша с маслом и два стакана сладкого чая. Днем обед — первое, щи или суп, второе мясное каждый день. Вчера, например, я скушал на первое зеленые щи со сметаной, второе — котлету с вермишелью, а сегодня на первое суп с вермишелью, второе — свинина с тушеной капустой».

В годы блокады голодали не все, хотят сказать авторы проекта. Историк Яков Гордин исследовал материалы о героическом подвиге города в Великую Отечественную войну. И уверяет: не раз держал в своих руках подлинные страницы дневников жителей осажденного Ленинграда, в которых они описывали свой рацион. 

Яков Гордин,историк:
«Известно, что Смольный не голодал, скажем прямо. Было бы странно, если бы руководство города находилось бы в состоянии дистрофии. Как большинство ленинградцев. Им было бы сложно выполнять свои функции».

Тем не менее сами жители блокадного Ленинграда против любых попыток шутить о самом трагическом периоде истории города. И считают, что за ними должно быть последнее слово. 

Герман Смирнов,житель блокадного Ленинграда:
«Один минор — это плохо, мажор можно добавить, но так чтобы все было весело, знаете».

Большие киностудии сценарий не поддержали. Тогда создатели решили собрать средства на фильм в интернете. На так называемой краудфандинговой платформе. Из ожидаемых полутора миллионов удалось выручить чуть более ста тысяч. На чьи деньги в итоге режиссер нанял известных артистов и оплатил работу операторов, остается за кадром. От комментариев Алексей Красовский отказался. Записал только видеосообщение, которое оставил в сети. 

Алексей Красовский,режиссер:
«Соглашусь, пожалуй, что кошмар, нарисовавшийся в ваших головах после прочтения вчерашних и сегодняшних новостей, действительно ужасен. Иначе вы бы не тратили столько времени, чтобы догнать меня и признаться в своей ненависти. Только видите ли, я не имею к нему никакого отношения. Мы сняли совсем другое кино. И думаю, вы в этом скоро все убедитесь».

Создатели «Новогодней и чаще светлой комедии», как ее называет режиссер, сняли картину за восемь рабочих смен и зимой готовы ее показать зрителям. Только замахнулись они на святое и не поняли, что еще до премьеры обидели миллионы людей. Поэтому найдет ли картина свою аудиторию, вызывает большие сомнения.

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».