Товар ваш мы продали, но деньги не отдадим. Потому что денег нет. В такой странной ситуации оказались несколько петербургских дизайнеров одежды. Все они заключили договор на реализацию своих модных вещей. И все остались ни с чем. Почему это случилось и как обезопасить себя от такой ситуации, знает Мария Марченко.

Дизайнер одежды Елена Сыроежкина теперь работает только с проверенными шоурумами. Причина — негативный опыт сотрудничества с магазином в торговом комплексе в центре Петербурга. Организация до сих пор должна девушке деньги за проданный товар. В то время бутиком руководила Наталья Жиляева. Когда Сыроежкина попросила ее заплатить, начались отговорки.

Елена Сыроежкина,дизайнер:
«То у нее голова болела. То вот-вот банк переведет деньги. Очень много завтраков. Мы все съели».

Когда терпение лопнуло, Сыроежкина обратилась в арбитражный суд. И выиграла. На тот момент фирма Жиляевой теперь должна выплатить дизайнеру почти сто пятьдесят тысяч рублей плюс проценты. Сама Наталья говорит, что об этом иске не слышала. Как не слышала о письме, которое 12 дизайнеров отправили уполномоченному по защите прав предпринимателей в Петербурге Александру Абросимову.

Наталья Жиляева,владелица магазина:
«К сожалению, частично. Не все. По причине того, что у нас с арендатором были незакрытые вопросы и нас просто ограничивался доступ к помещению. Там с правовой точки зрения мы не можем ничего доказать или подтвердить. Просто случилась такая ситуация, которая случилась. Пострадали все, к сожалению».

По словам Жиляевой, ее магазин задолжал арендатору около ста тысяч рублей. Потому и возникли проблемы с выплатой денег дизайнерам. В их числе Альфинур Манашева. Которая поясняет, что этот шоурум не единственный в городе, который вел дела таким образом. 

Альфинур Манашева,дизайнер:
«Сейчас это нормальный заработок. Они продают вещи и в принципе не выплачивают дизайнерам, потому что знают, что мало кто обратится в суд. Мало кто будет что-то выпрашивать».
Мария Марченко,корреспондент:
«По сути шоурум — посредник между модельером и покупателем. В первую очередь такой формат может быть интересен начинающим маркам одежды или аксессуаров. Те, кто на рынке давно, открывают либо собственные магазины, либо используют для продаж социальные сети».

«Нетипичный юрист», как он сам себя называет, Руслан Гацалов не первый год защищает интересы работников творческой индустрии. Советует внимательно выбирать шоурум и строить с ним отношения не на словах. Обязательно заключать договор и работать официально. 

Руслан Гацалов,юрист, эксперт в области правовой защиты творческой индустрии:
«Если мы будем делать это без образования юрлица, то у нас есть риски: это нарваться на штраф от контролирующих органов, вплоть до уголовной ответственности».

Без создания ИП или ООО защитить товарный знак в суде будет сложно. По сути любой человек сможет скопировать все атрибуты бренда вплоть до названия и использовать в своих целях. А так как творческие работники чаще всего не интересуются подобными тонкостями, лучше всего, начиная бизнес в сфере моды, не пожалеть денег на юридическую консультацию.

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».