Один из мировых центров науки отмечает свой вековой юбилей. Институт имени Иоффе, где начинали свою научную карьеру будущие нобелевские лауреаты Николай Семёнов, Лев Ландау, Петр Капица. Долгие годы НИИ возглавлял единственный на сегодня живущий в России нобелевский лауреат Жорес Алферов.

Корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Евгений Соловьев — о прошлом и будущем тех, кто сто лет на службе прогресса.

Наука, пришедшая в эти стены ровно 100 лет назад для службы людям, не покидала их уже никогда. Даже в самые тяжелые годы блокады она в прямом смысле помогала умирающему Ленинграду выживать. Именно ученые физтеха взялись рассчитать предельно допустимые нагрузки при организации Дороги жизни по Ладоге.

ЕВГЕНИЙ СОЛОВЬЁВ,корреспондент:
«Так появился прибор, который называется ПРОГИБОГРАФ. Принцип его действия простой. Состоит из троса, один конец которого опускается на дно, а другой крепится к карандашам. Весь прибор ставится на ледовую толщу и фиксирует малейшие колебания льда во время прохождения автомобильной колонны. Таким образом было установлено, что самый опасный диапазон скоростей находится в пределах 20-40 километров в час. 35 — и автомобиль провалится под лёд со 100% вероятностью».

Кроме того, математически было выведено число автомобилей в колонне и дистанция между ними, чтобы ледовый панцирь не начал резонировать и разрушаться. Имея на руках такие данные, командование смогло переправить по льду даже тяжелые танки КВ.

Военные сегодня активно пользуются прежними наработками физтеха и сами заказывают исследования в интересах национальной обороны.

СЕРГЕЙ ЛЕБЕДЕВ,и.о. директора физико-технического института имени А.Ф. ИОФФЕ:
«У нас наука для жизни и наука для войны. Мы в том числе для оборонного комплекса разрабатываем металлы, технологии. Для медицины технологии диагностики. Для энергетики делаем новые материалы».

Новые материалы — формулировка, не в полной мере отражающая масштаб. Сегодня физтеховцы участвуют, к примеру, в международном проекте ИТЭР. Ведущие мировые державы объединились, чтобы построить первый на планете термоядерный реактор. Его возводят во французском Кадараше. А здесь, в петербургской лаборатории, готовятся провести очередное испытание новой модификации его минимодели: сферического токамака «Глобус-М2».

ВЛАДИМИР МИНАЕВ,ведущий научный сотрудник лаборатории физики высокотемпературной плазмы:
«Цель модернизации магнитной установки — увеличить удерживающее плазму магнитное поле. Мы его поднимем до 1 Тесла, в 2,5 раза. А значит, получим более высокие значения плазмы и новые знания, связанные с этим».

И если все пройдет успешно, люди еще на шаг приблизятся к одной из самых амбициозных задач: научиться управлять энергией, сопоставимой по мощи с энергией Солнца.

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях»Instagram и «ВКонтакте».