Возрождение «крылатого флота» России. Большой шаг на этом пути сделал Крыловский научный центр. На Международной выставке гидро- и авиатехники в Геленджике петербургские конструкторы представили разработку высокоскоростных судов нового поколения.

Это усовершенствованная версия знакомых всем «Комет» и «Метеоров». Она экономичнее. И выгодно отличается от предшественников своими конструкторскими особенностями, некоторые уже можно назвать настоящим прорывом. Что касается сферы применения, то новым судам на подводных крыльях тесно не будет. Их место — маршруты по водным путям с плохо развитой инфраструктурой.

Крыловский проект вызвал большой интерес на выставке в Геленджике. Вопрос: когда он выйдет в серию? О перспективах узнал корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Евгений Соловьев.

— Судно имеет удлиненные корпуса катамаранного типа, мореходность до четырёх баллов.

Летящий над водой стремительный и лёгкий катамаран — это будущее скоростного флота. Он способен доставить в условиях повышенной комфортности 150 пассажиров на расстояние в 1000 морских миль со скоростью 35 узлов.

«Сапсан» — это пока модель, но уже прошедшая полный цикл испытаний в бассейнах Крыловского центра. И готовая вырваться на свободу, лишь только будет принято окончательное решение о начале масштабного обновления.

В этом случае вместе с «Сапсаном» на стапелях судостроительных заводов начнут собирать «Тритона» и «Стрелу». И здесь самое главное — ответить на вопрос «Зачем?».

Обновление парка скоростных пассажирских судов — вопрос, который поднимают уже не первый год и на самых высоких уровнях. «Кометы», «Ракеты», «Метеоры» свои ресурсы выходили еще 30 лет назад.

Это не значит, что «крылатый флот» собираются окончательно списать со счетов. Появляются новые модификации «космической» серии КБ Алексеева: «Комета-120» и «Валдай-45». На южных морях они весьма успешны, но на Сибирских реках едва ли.

ВИКТОР СОКОЛОВ,главный конструктор-интегратор технической платформы «Скоростные суда»:
«Достаточно неразвитая инфраструктура на громадном количестве рек и других водных путей России. Например, на Лене не хватает порядка 80 дебаркадеров, чтобы успешно там эксплуатировать крылатые суда».

Не только инфраструктура. Внешний вид, технические характеристики современных судов в составе скоростного флота страны продиктованы целым комплексом новых вызовов.

Всё острее встает вопрос экономической целесообразности эксплуатации скоростных судов на подводных крыльях. Операторы флота бьются за каждый рубль, чтобы затраты на топливо, расходные материалы не увеличивали себестоимость перевозок. Конструкторам Крыловского центра есть что им предложить.

ВИКТОР СОКОЛОВ,главный конструктор-интегратор технической платформы «Скоростные суда»:
«Удалось выйти на эффект, который мы назвали эффектом вихреволнового взаимодействия. Дело в том, что часть энергии, которое судно отдает на сопротивление обтекающей его жидкости, можно вернуть за счет специально разработанной формы корпуса».

Проще говоря, волна идет не к берегу, а направляется под судно, завихряется, и как бы подталкивает его вперёд. Ноу-хау позволяет снизить энергозатраты примерно на треть. И это настоящий прорыв.

ВИКТОР СОКОЛОВ,главный конструктор-интегратор технической платформы «Скоростные суда»:
«Нельзя говорить, что мы все исследовали и вопрос закрыт. Мы только откусили кусочек от совершенно нового явления и научились его использовать. Но, по крайней мере, оно использовано успешно. И мы собираемся это делать и дальше».

Пока рано говорить о серийном производстве новых судов. Решение должно принимать правительство страны. Но крыловцы уверяют: если проекту дадут зеленый свет, на подготовку техдокументации уйдет всего полгода, и можно начинать строить.

ЕВГЕНИЙ СОЛОВЬЕВ,корреспондент:
«Крыловскому научному центру не впервой стоять у истоков очередного промышленного рывка. Богатейший научный потенциал, передовые технологии, уникальные лаборатории и стенды — здесь всё это есть. И фактически все дело только в команде «ключ на старт».

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».