В Петербурге не утихают споры о том, как надо развивать промзоны города. При этом для всех очевидно: промышленные территории должны пройти процесс преобразования, или, как говорят специалисты, редевелопмента.

Это направление как приоритетное отдельно прописано в стратегии развития Петербурга. Но, как говорится, дьявол кроется в деталях. Что делать конкретно? Строить там жилье, развивать общественные пространства, разбивать парки или взращивать новое поколение промышленников? 

В принципе, каждый пункт сам по себе хорош. Но на чьи деньги могут быть реализованы эти проекты, и кто может быть главным выгодополучателем? Компромиссные решения даются с большим трудом. Возьмите тот же Красный треугольник, где городу принадлежит лишь 9 гектаров из 34-х. Чтобы подсчитать там собственников, пальцев не хватит. И все же, если не делать ничего, то серый пояс может скоро превратиться в удавку. Корреспондент Артем Шарипов расскажет подробнее. 

АРТЕМ ШАРИПОВ,корреспондент:
«В Ленинграде серый промышленный пояс делился на 22 зоны, город вырос, сегодня в Петербурге 45 таких зон. Совершенно не значит, что эти количественные изменения перешли за годы в качественные. В центре города все чаще можно увидеть заводы, которые никаким образом не напоминают действующие предприятия».

Заводы стоят, стареют и, казалось бы, обделены вниманием тех, кто первым должен был бросится на лакомый кусочек земли. Речь идет о предпринимателях, инвесторах, в общем, о тех, кто делает наш город лучше. Но нет, они не идут.

ЕВГЕНИЙ ЧИСТЯКОВ,девелопер:
«Есть генеральный план, ограничивающий по высоте, по функционалу. Вот — собственник, есть территория, он хочет там построить жилье. Он хочет сейчас, но не может в силу ограничивающего обстоятельства».

Просто сидеть и ждать, пока поменяют статус земли, никто не хочет. Слишком большой срок. Предприниматели не могут ждать, потому что бизнес ждать не может. Время — деньги. Предложения от инвесторов просты — во-первых, помочь финансово, поскольку заходить на объект серого пояса неимоверно затратно, во-вторых, первым на объект должен зайти город. Предприниматели подтянутся. 

АНДРЕЙ ТЕТЫШ,председатель совета директоров Агентства развития и исследования недвижимости: 
«Чего хотелось бы от города? Это участие в строительстве больших объектов инфраструктуры, вокруг которых будет развитие. Никакой бизнес не будет строить парк или магистральные сети».

Строить только жилые дома на территории серого пояса — глупо. Город решает проблему. Скоро должна появится концепция развития серого пояса. Осенью объявят конкурс. Это шаг вперед, потому что еще недавно чиновники предлагали куда более незамысловатый вариант — перенести все предприятия из центра на окраину.

АНДРЕЙ ТЕТЫШ,председатель совета директоров Агентства развития и исследований в недвижимости:
«Для старого завода переезд — это смерть». 

 Опыт тех, кто переехал и не умер многому научил других. Предприятиям в центре города нужно научиться приводить в порядок внешний вид. 

АЛЕКСАНДР ХОДАЧЕК,президент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге:
«Нужна широкая инвентаризация, нужна оценка экологических рисков, поскольку многие территории в течение десятилетий загрязнялись отходами производства. Нужна программа рекультивации».

Те предприятия, которые работают, изменят внешний вид и, скорее всего, так и останутся на своем историческом месте. Сейчас речь идет о тех заводах, которые прекратили производство и используют территорию не по значению. На их земле не цеха, а склады. Здания таких предприятий могут принадлежать нескольким собственникам. Но самое главное, хозяев трех тысяч объектов до сих пор не удалось определить.

ЕВГЕНИЙ ЧИСТЯКОВ,девелопер:
«Проект — это что такое? Деньги во времени, которые должны вернуться. В сером поясе они вернутся через семь лет, а в Кудрово — через три».

Но проекты в чистом поле скоро кончатся. Граждане все больше разочаровываются в жилых комплексах на окраинах. Жители ведь все равно изо дня в день едут на отдых и работу в центр города. Таким образом, серый пояс — идеальный вариант для будущего строительства. 

Впрочем есть еще один барьер. С бизнесмена справедливо требуют сохранять исторические памятники промышленной архитектуры. И тут уже проблема в самих инвесторах. В таких ситуациях нужны интеллектуальные вложения, говорят градозащитники. Нужно, как говорят инвесторы, заморочиться с объектом. Немногие готовы на это пойти. Многие если и заходят на объект, то нарушают закон. 

АННА КАПИТОНОВА,градозащитница:
«Завод «Новый Лесер» на Выборгской стороне, где в основном дореволюционные корпуса. Там инвестор не захотел возиться и снес все. И ему за это ничего не было».

Этот пример отлично показывает, как сложно в рамках закона освоить объекты серого пояса. В расчет не берется грамотное проектирование с общественными пространствами, школами, детсадами. Но инвестор все равно придет и изменит промышленный пояс, хотя бы потому, что в центре место для новых проектов вот-вот кончится. 

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».