Начало недели в Петербурге выдалось тревожным. Все из-за погоды. Ураганный ветер наделал много неприятностей. После обрушения лесов с арки Главного штаба в больницу были отправлены несколько человек.

Петербуржцы, конечно, привыкли к штормовым предупреждениям. Но далеко не всегда последствия столь разрушительны. Ученые-климатологи говорят, что современному человеку надо привыкать к тому, что происшествий, связанных со стихийными бедствиями, будет становиться все больше — это результат изменения климата.

Конечно, вряд ли мы с вами станем свидетелями того, когда в наших широтах можно будет банановые плантации высаживать. Но после жары этим летом можно поверить и в такое развитие событий. Какие еще возможны варианты, узнала корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Анна Безкровная.

АННА БЕЗКРОВНАЯ,корреспондент:
«Считается, что одна из причин глобального потепления — парниковый эффект. С ним человечество знакомо с XIX века. Но применять начали еще раньше. Например, в ботаническом саду. Можно представить, что эта оранжерея — наша планета. Суть проста: волны тепла должны уходить с земли в космос, но на пути появляется искусственное препятствие. В данном случае — стекло. А в атмосфере — скопление газов. Слишком большой выброс CO2 так и не дает теплу покинуть Землю».

Что температура повышается, растения в том же ботаническом саду чувствуют сразу. Множество видов, которые раньше не могли культивировать в Петербурге, например, магнолию, теперь благополучно здесь живут. Но жаркая погода идет на пользу не всем. Для некоторых зимы — слишком короткие. И, судя по тенденции, они станут еще теплее.

АНДРЕЙ КИСЕЛЕВ,старший научный сотрудник главной геофизической обсерватории имени Воейкова:
«Каждое последнее из трех десятилетий оказалось более теплым, имеется в виду температура Земли, начиная с 1850 года».

То есть с момента, когда за погодой и начали наблюдать систематично. А последние четыре года считаются и вовсе самыми жаркими.

Причем в России температура повышается быстрее, чем во всем мире. За десятилетие — на 45 сотых градуса, хотя в мире эта цифра в два раза ниже. Возможно, сказывается северное расположение страны. Здесь изменения чувствуются больше всего.

ГЕННАДИЙ МЕНЖУЛИН,профессор кафедры климатологии и мониторинга окружающей среды СПбГУ:
«Чукотка и северная часть Сибири вблизи Аляски — это самый чувствительный регион. Поэтому сейчас там меняется температурный режим очень сильно. Но что такое очень сильно? Было минус 60, стало минус 50. Вы это заметите? —  конечно же нет».

Зато эти перемены ощущают животные. Численность белых медведей, которые и так в Красной книге, сокращается. Животные охотятся на поверхности морского льда. А поскольку он стремительно тает, добыть пропитание сложнее.

Льдины действительно более хрупкие. От этого страдают и исследователи на дрейфующих станциях.

МИХАИЛ ЛОМАКИН,заместитель директора музея Арктики и Антарктики:
«Если, скажем, запущенная в 1973 году станция СП-22 проработала 9 лет, то сейчас найти льдину подходящую для работы такой станции просто невозможно. То есть площадь многолетних льдов в Арктике значительно сократилась».

Последняя из станций проработала меньше полугода. А объем льда в Ледовитом океане, по словам исследователей, сократился на четверть. Хотя на Южном полюсе, наоборот, наблюдают похолодание.

По мнению некоторых климатологов, отклонения от нормы не критичны. И природа сама умеет соблюдать баланс.

Российские ученые уверены: вклад человека в изменение климата не больше, чем 10 процентов. Но в мировом масштабе и эта цифра не такая уж и маленькая. Потому экологическое сообщество и беспокоится о будущем планеты. В Париже около сотни стран подписали соглашение о сокращении выброса углекислого газа.

АНДРЕЙ КИСЕЛЕВ,старший научный сотрудник главной геофизической обсерватории имени Воейкова:
«Если сейчас прекратить вообще, то для того, чтобы климат вернулся в доиндустриальное состояние, то есть к уровню 1850 года, потребуется несколько столетий».

Вряд ли мы сможем увидеть результаты работы экологов. Впрочем, результаты изменения климата человечество уже ощущает. За последние 30 число стихийный бедствий выросло в три раза. Сейчас тайфуны, наводнения и торнадо в списке глобальных рисков опережают терроризм и эпидемии.

Буйство стихии, по мнению ученых, из-за потепления. Но возможно, это еще один кризисный момент в развитии планеты. И в ближайшее время природа найдет баланс.
 

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», в Instagram и «ВКонтакте».