17 августа 1998 года правительство объявило: «Денег нет». Хотя за год до этого, казалось, в российской экономике наметился подъем из руин.

Сейчас этот страшный кризис называют оздоровительным — после шока и резкой девальвации страна опустилась на дно, чтобы выплыть. Однако для большинства россиян тот понедельник стал черным. Корреспондент Дмитрий Копытов продолжит.

ДМИТРИЙ КОПЫТОВ,корреспондент:
«20 лет назад, в конце августа 1998 года, вся Россия узнала новое, непривычное на слух английское слово — дефолт. Услышал его и Петербург. Слишком часто это слово произносили по телевидению и радио. Но, пожалуй, никто из обычных горожан не подозревал, что это такое дефолт, и чем этот англицизм может обернуться для страны». 

Без дополнительной минуты на эти сложные вопросы не ответил бы, пожалуй, даже самый известный петербургский знаток Александр Друзь. Новость о дефолте застала его во время путешествия по Европе. В то, что на родине случился масштабный банковский кризис, он сначала не поверил. 

АЛЕКСАНДР ДРУЗЬ,участник интеллектуальных игр: 
«Когда я вернулся, увидел, что друзья, ребята по команде бегают, в ужасе глаза. Я говорю: «Ребята, что за дела? Нельзя страну четыре недели оставить — вы просто не углядели!» 

Но Александру Друзю повезло — банк, в котором он хранил свои валютные сбережения, выстоял.

Известный сегодня петербургский музыкант Билли Новик в конце 90-х был студентом — заканчивал педиатрический институт. Летом он подрабатывал — торговал лекарствами в небольшом городке соседней Ленобласти. 

БИЛЛИ НОВИК,музыкант:
«Я просто сразу переделал все цены в ларьке на новые цены, и торговал старым товаром по новым ценам. Мне, честно говоря, это очень нравилось. Мне было 23 года. Что можно понимать в 23 года, учась на врача? Я особо не заморачивался — дефолт и дефолт. Конечно, легко жить без денег — тогда и волнений никаких нет». 

А вот бизнесмену Владимиру Мариновичу было, о чем волноваться и что терять. 20 лет назад он работал дистрибьютором крупной алкогольной компании. Предприниматель вспоминает — классическая схема «утром деньги — вечером стулья» тогда не работала. 

ВЛАДИМИР МАРИНОВИЧ,бизнесмен: 
«Все бросились забирать свой товар из магазинов, в то время как все магазины бросились платить за товар, потому что ключевым фактором успеха и выживания на рынке в тот момент было, кто владеет товаром. Деньги не значили ничего. В этот момент я покупал квартиру. Я собрал необходимую сумму, даже треть проплатил. Вдруг оказалось, что мне нужно заплатить в два или в три раза больше за один день. Это, конечно, для меня был шок». 

Но, по мнению экспертов, такой шок в итоге оздоровил экономику. Россия научилась жить по-другому, перестала зависеть от иностранных займов.

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях».