Уже в сентябре народная артистка России Татьяна Пилецкая выйдет на сцену театра «Балтийский дом» и сыграет главную роль в новой постановке «Ма-Мурэ». Этот спектакль — подарок для легендарной актрисы, которая в этом году отпраздновала свой юбилей.

Вместе с ней в премьерном показе будет участвовать практически вся труппа. О том, что было в жизни артистки до театра, кто благословил ее на актерскую профессию, как она позировала художнику Петрову-Водкину, Татьяна Пилецкая рассказала в интервью корреспонденту «Времени суток» Татьяне Элькиной. 

Татьяна Элькина,корреспондент:
«7 сентября Вы выйдете на сцену со спектаклем «Ма-Мурэ» по повести французского драматурга. Все действие разворачивается вокруг юбилея старейшины французского рода Мурэ – сложная, безусловно, для Вас работа. Героине там, по-моему, 106 лет. Как вам роль? Дается — не дается? Что самое сложное?»
Татьяна Пилецкая,народная артистка РФ:
«Пока трудно сказать. Вы знаете, я пока боюсь что-либо говорить. Какие-то сцены я понимаю, какие-то нет».
Татьяна Элькина,корреспондент:
«Наблюдая за артистами на площадке, ощущение, что они Вас, я бы сказала, боготворят, так трепетно относятся».
Татьяна Пилецкая,народная артистка РФ:
«Они хорошо относятся, ничего не могу сказать».
Татьяна Элькина,корреспондент:
«Это Вам помогает или наоборот мешает?»
Татьяна Пилецкая,народная артистка РФ:
«Конечно, это приятно. Много внимания не люблю. Не люблю, когда меня, знаете, начинают поддерживать, я еще сама хожу. Чрезмерное внимание не люблю». 
Татьяна Элькина,корреспондент:
«Чтобы не надоедать Вам нашим вниманием, сейчас сядем за столик, поговорим немножко, и мы Вас отпустим. Татьяна Людвиговна, дождь все наши планы нарушил, и мы переместились в фойе «Балтийского дома». В 1963 году Вас пригласили в труппу. Вы пришли в театр из кино. Говорят, что у многих актеров скверный характер. Вас сразу труппа приняла или пришлось доказывать свое право выходить на сцену?»
Татьяна Пилецкая,народная артистка РФ:
«Как Вам сказать, нет не сразу. Нужно было доказывать работой. И первый спектакль у меня был со «Звезды», мы поехали на гастроли. Художественный руководитель Павел Осипович Хомский как-то приглядывался ко мне. Он пригласил меня на роль Роксаны, что было для меня невероятным шоком. Актеры подумали: «Пришла какая-то дева из киношки».
Татьяна Элькина,корреспондент:
Роксана. «Сирано де Бержерак». 1964 год – это первая Ваша главная роль в театре Ленинского комсомола, которую вы сыграли 600 с чем-то раз». 
Татьяна Пилецкая,народная артистка РФ:
«Мы играли 15 лет этот спектакль, он прошел 604 раза. Я очень хорошо помню все репетиции и рождения этого спектакля, потому что это был Павел Осипович Хомский, который практически научил ходить меня по сцене. Наша сцена громадная, очень сложная, а после кино я привыкла в микрофончик говорить, а там все же нужно, чтобы меня все слышали – 1700 мест и балкон был. Колоссальный экзамен в моей жизни. Закончился он не потому, что мне было трудно или тяжело, нет. Это было в Симферополе, это были гастроли, был 604 раз. Я пришла к директору и сказала: «Сегодня я играю в последний раз». Не потому что я устала, а все уже выдала в этой роли, что я могла дать зрителю. Я о сих пор помню монолог Роксаны». 
Татьяна Элькина,корреспондент:
«У Вас в жизни, можно сказать, было три профессии. Это театральная актриса, киноактриса и танцовщица». 
Татьяна Пилецкая,народная артистка РФ:
«Сначала был балет, потом было кино и потом уже театр». 
Татьяна Элькина,корреспондент:
«Поскольку Вы окончили академию балета имени Вагановой, Вас принимали в академию Вагановой, Улановой».
Татьяна Пилецкая,народная артистка РФ:
«Большая комиссия во главе с великими балеринами и педагогами. Мне сказали: все в порядке, только у нее ручки короткие».
Татьяна Элькина,корреспондент:
«Стать великой балериной и танцевать на лучших площадках, я так понимаю, Вы никогда не мечтали?»
Татьяна Пилецкая,народная артистка РФ:
«Нет, я Вам скажу так, во-первых, эвакуация, война, Урал и 40 градусов – какие там были занятия, так иногда у скамеечки поставят нас, позанимаемся. Вероятно, это сыграло свою роль. И потом для меня балет, профессия меня не очень задевала и не очень грела. Я бывала лентяйкой невероятной. У меня педагоги были, выпускалась я у Марии Федоровны Романовой, мамы Улановой. Когда приехали из эвакуации: «Марья Федоровна, я устала». — «Танечка, отдохни». Потом, когда образовался в училище драматический кружок, меня туда страшно потянуло. Вероятно, на подсознании».
Татьяна Элькина,корреспондент:
«Какие эмоции вызывают костюмы? Все-таки это то, что близко к телу и совсем родное». 
Татьяна Пилецкая,народная артистка РФ:
«Благодаря своему балетному воспитанию я умела носить костюмы, поэтому когда девочки надевают длинные платья, я обычно говорю, что юбочку надо приподнять».
Татьяна Элькина,корреспондент:
«3 июля 41-го артистов Кировского театра вместе с учениками академии балета как раз отправили в эвакуацию. Вы рассказывали, что Вас тогда провожала мама, а папа был тогда в Ленинграде? Или он был репрессирован уже».
Татьяна Пилецкая,народная артистка РФ:
«Он работал инженером-химиком. Когда случилась вся история с папой, они приехали ко мне в эвакуацию, в село Палазная на Урале. Я нашла им избушку, где они поселились. Искала и нашла полуподвальное помещение, там мама, папа, двоюродная сестра и тетя. Они там находились до момента, пока папу не отправили за 20 километров в Добрянку. Это тяжелый период в жизни».
Татьяна Элькина,корреспондент:
«В эвакуации Вы в меньшей степени учились и в большей работали, я права?»
Татьяна Пилецкая,народная артистка РФ:
«Нет, мы не работали, мы учились. Устраивали концерты в госпитале, перед ранеными. Все время хотелось без конца есть. 800 граммов хлеба – когда это можно было съесть. Все равно хотелось есть – триста на завтрак, триста на ужин и двести на обед. Дежурили по столовой, там еще молочка выпьешь». 
Татьяна Элькина,корреспондент:
«Когда прорвали блокаду, когда случилось ее снятие, Вы первая из семьи вернулись в Ленинград. Мама вернулась чуть позже и в вашей квартире на Таврической улице жили другие люди. И Вы, совсем юная девочка, оказались одна в полуразрушенном Ленинграде. Как Вы справлялись?»
Татьяна Пилецкая,народная артистка РФ:
«Нас привезли, поселили в общежитие, и я знала, что за братом как за военнослужащим в нашей квартире оставлена одна комната. Мне говорили: «Чего ты не идешь?» А я не могла. И вот однажды собралась и пошла. Я позвонила, мне открыла женщина, а я в слезы. «Девочка, тебе чего?». Я говорю: «Я тут жила, это моя квартира». Комната была запечатана, пошла за ключами. Первую ночь я провела в своей комнате».
Татьяна Элькина,корреспондент:
«В 48-м году вы жили в Ленинграде вместе с мамой, Вас вызвали в милицию, попросили собрать вещи и покинуть Ленинград. Это было продолжение истории, связанной с Вашим папой, который имел немецкие корни. Я читала, что Вы дошли даже до Большого дома, где тогда находился Ленинградский НКВД». 
Татьяна Пилецкая,народная артистка РФ:
«Нет, я дошла до Большого дома в Москве. Как сейчас помню, генерал Леонтьев. Помню позвонила и сказала: «С вами говорит артистка большого балета из Ленинграда. Я бы хотела вас повидать и с вами поговорить». Он сказал: «Пожалуйста» и дал мне пропуск. Я вошла и все рассказала ему, через неделю он просил меня позвонить. Он сказал: «Деточка, вы танцуйте, а мама пускай едет к папе». Тогда я обратилась уже к нашему руководству, был такой Соловьев, который прошел всю войну. Рассказала все, он тут же позвонил прокурору: «Вы так мне всех русских вышлите! Что это такое!?». На этом все закончилось. Нас еще раз вызвали в милицию, мы дрожащими пришли, нам дали новые паспорта». 
Татьяна Элькина,корреспондент:
«Известный факт, что вас писал Кузьма Петров-Водкин. Картина «Девочка с куклой», он был Вашим крестным и дружил с Вашим папой. И еще один художник ваял с Вас фарфоровую статуэтку юной балерины, которая хранится в Русском музее. Вы там крошечная сидите в довольно неудобной позе. Сколько Вы позировали, как происходила работа?»
Татьяна Пилецкая,народная артистка РФ:
«Что-то около месяца. Он долго искал позу, долго. Он сажал меня на стул, стул крутился, и вот он смотрел, какую позу выбрать. В результате выбрал, как девочка завязывает балетную туфельку. Это было до войны, и я с училища бежала на Кировский проспект (Каменноостровский теперь). Его жена Анна Васильевна кормила меня обедом, и я — в мастерскую. У меня дома цветной вариант, а в Русском музее — белый». 
Татьяна Элькина,корреспондент:
«О Ваших ролях в кино поговорим. В 47-м году в Вашей жизни уже случилась «Золушка». Вы там танцевали. И в том же 47-м году на советские экраны вышла лента «Пирогов» режиссера Козинцева».
Татьяна Пилецкая,народная артистка РФ:
«Это случайность все, понимаете. В моей жизни очень много интересных случаев. Я уже танцевала в Музкомедии, туда приехал ассистент и предложил мне принять участие в фильме «Пирогов». Мне это понравилось, у меня была хорошая лошадка и сшили великолепный костюм. Смотрю Козинцев приглядывается ко мне, думаю, значит все нормально. И вот он подозвал меня и говорит: «Таня, я знаю, что вы балетная, а говорить умеете?». Меня переодели, надели костюм Дарьи Севастопольской и в таком виде, 45-й размер ботинок, голову повязала платком. У меня сохранилось письмо от Станислава Ростовского. Прошла премьера, и все отметили работу молодой артистки». 
Татьяна Элькина,корреспондент:
«Много же раз о Вас писали в журналах и газетах».
Татьяна Пилецкая,народная артистка РФ:
«Очень много. У меня квартира забита и журналами, и газетами. Я все это сохраняю, но места уже нет».
Татьяна Элькина,корреспондент:
«Удивительное дело. Я слышала, что Вы не любите фильмы с Вашим участием, Вам все не нравится».
Татьяна Пилецкая,народная артистка РФ:
«Я не по тому, что не люблю – я не нравлюсь сама себе. По прошествии времени смотрю — и вроде ничего».
Татьяна Элькина,корреспондент:
«О каких ролях в кино Вы так говорите?»
Татьяна Пилецкая,народная артистка РФ:
«Фильм «Разные судьбы» без конца показывают».
Татьяна Элькина,корреспондент:
«Очень часто Вам задают вопросы про вашу героиню Таню Огневу, я накануне нашей с Вами встречи этот фильм пересмотрела, она там редкостная стерва».
Татьяна Пилецкая,народная артистка РФ:
«Писем после этого фильма было невероятное количество, где меня и ругали, и хвалили, и порицали, и разбирали. И первое наше выступление в университете, картина закончилась, и они как побежали на сцену с криками: «Как вы могли, такой парень!». Получаю очень много писем и ругательных, и любовных, и просьбы одолжить деньжат. Я это все храню, потому что люди писали сердцем».
Татьяна Элькина,корреспондент:
«У Вашей героини взгляд, порой, просто испепеляющий. Я почти уверена, что Ваш характер совершенно отличается от Вашей героини. Как Вы вживались в эту роль? Как Вы в глазах эту злость играли?»
Татьяна Пилецкая,народная артистка РФ:
«Режиссер Леонид Луков утвердил нас всех на роли без проб. Он ходил на «Княжну» и смотрел, придет сядет и смотрит. И какие-то нюансы он отмечал уже».
Татьяна Элькина,корреспондент:
«Одна из ярчайших это сцена под дождем на набережной, муж героине дает пощечину. Сколько было дублей и было ли больно?»
Татьяна Пилецкая,народная артистка РФ:
«Снимали на набережной, и герой очень интеллигентный молодой человек боялся дать пощечину нормальную. Режиссер кричал: «Да, что ты, да дай ты ей, как следует!». И герой как размахнулся! А режиссер: «Еще дублик». Я смотрю, у меня ухо красное, это был первый дубль». 
Татьяна Элькина,корреспондент:
«Ваша ответная реакция была запланирована или это был рефлекс?»
Татьяна Пилецкая,народная артистка РФ:
«Это было по сценарию. Хорошо я его ударила. Мы с ним друзья и общаемся до сих пор, он живет во Франции. Осталась только Таня Конюхова, Юлька и я».
Татьяна Элькина,корреспондент:
«После этой роли у Вас наступило некое затишье. Режиссеры говорили, что у Вас только злые глаза и видели Вас только в отрицательных образах».
Татьяна Пилецкая,народная артистка РФ:
«Эта роль сыграла в моей кинематографической жизни и отрицательную роль. Было очень много проб. У меня даже есть своя пачка несыгранных ролей. И «Отелло», и «Первые радости», и «Дон Сезар» – все мимо. То ли моя физиономия не вписывалась в тот репертуар, который в то время был моден – колхозницы, рабочие женщины. Мне на пробах даже иногда нос клеили. Было много встреч в домах культуры, возила с собой тяжелые коробки, в то время были пленки. Когда ко мне в «Доме кино» подошел директор: «Вы не хотите себя попробовать в театре?». И я задумалась, рискнула. Когда есть репертуар театральный, я знаю, что я здесь работаю, что я сегодня выйду к зрителям, а если будет предложение в кино, то — пожалуйста». 
Татьяна Элькина,корреспондент:
«Вы человек с очень сильным характером и стрежнем внутри. Особенно если говорить про историю, когда Вы узнали, что Ваша мама больна, Вы пошли и вырвали здоровый зуб, чтобы иметь повод для слез весомый». 
Татьяна Пилецкая,народная артистка РФ:
«Я никогда не думала, что у меня есть характер, потому что я в папу. Я полагаю, что папа был очень мягкий человек, с очень хорошим характером. Я думаю, у него был внутренний стержень, иначе бы он не пережил эти 15 лет. И где-то у меня заложены папины гены, что в какие-то моменты я делаю серьезный шаг. Моя дочка Наташа говорит: «Мама, ты же сильный человек». Я не сильный человек, я не могу ни с кем поругаться, я со всеми в хороших отношениях. Нет, не потому что я блаженная, просто мне не кажется, что я сильный человек». 
Татьяна Элькина,корреспондент:
«7 сентября вы снова выйдете на сцену. Я полагаю, что этот спектакль о любви, которую человек проносит через всю жизнь. И этот спектакль о том, что главное не возраст, а сила духа. Что вы хотите сказать самого главного зрителю, когда выйдете на сцену?»
Татьяна Пилецкая,народная артистка РФ:
«Пока мне трудно, образ еще не родился, но во всяком случае это женщина с сильным характером. Она выводит на чистую воду вранье, ложь, честность. Ей захотелось сделать счастливыми тех людей, к кому она хорошо относилась. Дай бог, все это схватить и сыграть».
Татьяна Элькина,корреспондент:
«Насколько Вам это близко?»
Татьяна Пилецкая,народная артистка РФ:
«Я не могу сказать, что мне это близко. Во-первых, я не чувствую себя столетней. Но сказать честно о каких-то отрицательных сторонах о своих близких людей – может быть мне это близко. Например, я могу сказать и внучке что-то, и дочке, поругаться могу, но быстро отхожу. Эта роль очень трудная, очень. У меня в этом году три юбилея – 55 лет театру, 45 лет замужества и мой юбилей». 
Татьяна Пилецкая,народная артистка РФ:
«Я вам желаю «ни пуха, ни пера».

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях» и в Instagram.