17 августа 1998 года наша страна перестала платить по кредитам и объявила дефолт. Почему он произошел, какие ошибки совершило правительство тогда - эти вопросы Богдан Бакалейко задал профессору факультета экономики Европейского университета Дмитрию Травину.

Богдан Бакалейко,корреспондент:
«Нужен ли был России дефолт 1998 года? Как своего рода перезагрузка?»
Дмитрий Травин,профессор Европейского университета:
«В любом случае, если мы не можем платить по долгам, возникает так называемый технический дефолт. Если мы вступаем в диалог с кредиторами и говорим: «Дайте нам рассрочку. Мы потом заплатим и потом действительно платим. В этой ситуации мы сохраняем лицо и можем надеяться на инвестиции. Если мы просто не платим, как большевики говорили: по долгам капиталистов платить не будем. То в этой ситуации в первое время никакой особой разницы нет. Капиталы и так из страны выходят. Но если экономика начинает стабилизироваться, но потом инвестиции не приходят».
Богдан Бакалейко,корреспондент:
«После 1998 года финансовое-экономическое поведение россиян как-то изменилось?» 
Дмитрий Травин,профессор Европейского университета:

«Россияне стали грамотными после 1990-го. Ключевых ошибок не происходило после 1994-1995 года. В 1992-1993 годах люди привыкали к тому, что когда низко обесценивается рубль, надо покупать валюту. 1994 год — люди поняли, что не надо вкладывать деньги в мошенническую компанию. К этому очень много медленно привыкали. Люди плохо понимают, как зарабатывать. Как вписаться в рыночную экономику. Массу вещей не знают. Но невозможно застраховаться когда мошеннической организацией выступает государство. 

Сейчас вспоминают олигархов тех временем. Очень тяжело было собирать налоги. Возможно, это было связано с тем политическим строем, который у нас был, надо было начать нормально администрировать налоги». 

Дело было не только в том, что строй был слишком демократичным. Представим, что посадили Ходорковского в 1996 году. В то время экономика была на спаде. Ходорковский только начал управлять своей империей. Можно было пересажать половину олигархов. Но платить им было особо нечем». 

Богдан Бакалейко,корреспондент:
«А можно было ли?» 
Дмитрий Травин,профессор Европейского университета:
«Политически это было бы решение очень сложное. Почти нереализуемое. Но теоретически… Можно себе представить резкое усиление режима. Если в период кризиса навалиться на бизнес и отнять у него все деньги, это практически военный коммунизм».

Добавляйте телеканал «Санкт-Петербург» в список ваших источников в «Яндекс.Новостях» и подписывайтесь в Instagram.