В Русском музее показали современные технологии. В одном из залов провели анализ одной из самых знаменитых и больших картин - «Медного змия» Бруни. Благодаря выездной лаборатории искусствоведы проводят химический анализ, а также просвечивают полотно инфракрасной камерой. Специалисты разбирают картины на детали, определяют и авторство произведения, и дату создания полотна, и даже первоначальный замысел художника. Как это работает, увидел Артем Шарипов.

На картине Бруни «Медный змий» змеев, оказывается, куда больше, чем видят глаза посетителей. Художник нарисовал, потом передумал, закрасил и изобразил в другом месте. Одним словом, творческий поиск, который сегодня увидели только благодаря инфракрасной камере.

Вячеслав Торопов,ведущий инженер отдела технологических исследований государственного Русского музея:
«Свет проникает через первые слои и отражается от лежащих пегментов, попадая на матрицу».

Оборудование Русского музея разбирает картины на детали на радость искусствоведов и историков. Такого не могли представить восемнадцать лет назад во время последнего большого анализа экспонатов, прошлые поколения экспертов остались без подобных открытий. 

Артём Шарипов,корреспондент:
«Такое оборудование есть далеко не во всех музеях страны, единицы могут позволить себе эту роскошь, ведь в России только начинают осваивать подобные технологии. Хотя, по словам экспертов, должны были сделать это еще 15 лет назад».
Сергей Сирро,заведующий отделом технологических исследований государственного Русского музея:
«У нас даже нет определения точного термину сохранение наследия, пока что эти слова еще не обросли чем-то реальным».

В лаборатории на службе искусства стоит отряд химиков. Они определяют, какие вещества находятся в той или иной картине, вот в красном плаще у Бруни, показывает анализ, много железа, это значит что-то очень важное для тех, кто потом напишет работу по «Медному змию», но в целом по пигментам определяют возраст картины.

Никита Антонов,инженер:
«Вот, например, белила, если говорить о них, то сейчас используют титан, а раньше свинец, а еще раньше барий».

Не останутся без внимания и скульптуры. Проверить, как там внутри у Анны Иоанновны поможет эндоскоп. Понятно, что он показывает состояние произведения искусства, скрытые от глаз повреждения, главное, чтобы было куда просунуть зонд. Технология популярна. Лаборатория мобильна, работает как скорая помощь для произведений искусства.

Сергей Сирро,заведующий отделом технологических исследований государственного Русского музея:
«В случае каких-то катастроф это выезд и помощь реставратором, не говоря о военных действиях, была программа помощи сирийским специалистам».

Лаборатория предназначена скорее для только что открытых картин или для работ в сложных полевых условиях. Экспонаты Русского музея оборудованием пока проверять не намерены, ведь в коллекции около пятисот тысяч экспонатов. 

Добавляйте телеканал «Санкт-Петербург» в список ваших источников «Яндекс.Новостей».