Вообще, банды радикально настроенных молодых людей - сегодня явление редкое. Закон строг. За резкие идеи можно запросто оказаться за решеткой.

Но эти идеи все равно живы. И время от времени их кто-нибудь обязательно использует. И речь не об участниках националистических группировок. Об управляемом национализме мы поговорили с профессором, доктором политических наук, руководителем кафедры международных политических процессов СПбГУ Валерием Ачкасовым.

Елена Болдышева,ведущая:
«Здравствуйте, Валерий Алексеевич. Скажите, пожалуйста, а может быть так, что молодежные движения националистов, якобы стихийные объединения единомышленников, создаются кем-то специально или во всяком случае управляются кем-то, чьи идеи далеки от идей самих участников этих группировок?»
Валерий Ачкасов,доктор политических наук, завкафедрой международный политических процессов факультета философии и политологии СПбГУ:
«Здесь найти подтверждение довольно сложно. Итальянский фашизм и немецкий национал-социализм был поддержан крупными собственниками. Они собирались использовать его в своих целях, но другое дело, что им это не удалось. Если бы не было этой поддержки крупных собственников, то не было бы ни национал-социализма, ни фашистского режима».
Елена Болдышева,ведущая:
«Были ли в современной истории прецеденты, когда движения националистов использовались в политических целях?»
Валерий Ачкасов,доктор политических наук, профессор СПбГУ:
«Вспомним партию Берлускони. Сказать, что он ярый националист, довольно сложно. Он политикан. Он успешный бизнесмен, который решил пойти в политику. И он использовал националистические силы и в том числе структуры футбольных болельщиков для создания партии, которая называлась «Вперед, Италия!» Да, это клич футбольных фанатов и в то же время с националистическим оттенком. Партия очень быстро стала популярной».
Елена Болдышева,ведущая:
«А сколько ему потребовалось времени для того, чтобы занять кресло?»
Валерий Ачкасов,доктор политических наук, профессор СПбГУ:
«В 1991 году она возникла, в 1994 году Берлускони, правда, создал коалиционное правительство, но в котором эта партия была ведущей. Понятно, что там «ультрасы» были пехотой, а заправляли всем другие люди, которые активно использовали новые технологии информационные и раскручивали прежде всего лидера. Примерно за пять лет до Майдана в социальных сетях среди украинских пользователей стали появляться заметки радикального толка. Это могло быть частью спланированной акции».
Елена Болдышева,ведущая:
«Могли это запустить извне?»
Валерий Ачкасов,доктор политических наук, профессор СПбГУ:
«Исключить это невозможно. Но ведь в принципе в любых обществах, где происходят социально-экономические перемены, очень много проигравших. И одна из реакций на эти перемены, которые для них негативны, является рост, в том числе ксенофобии. В том числе этнической ксенофобии. Молодежь склонна к радикальным и мнениям и действиям. Это нормально психологически. И в том числе к простым объяснениям».

Добавляйте телеканал «Санкт-Петербург» в свои источники в «Яндекс.Новостях».