Петербургскому художнику из академии Штиглица принесли на реставрацию картину, доставшуюся по наследству. Вместе со своей ученицей он обнаружил под слоем старой краски и пыли подпись Ильи Репина.

Владелец полотна и не подозревал, чей кисти принадлежит портрет артиста Александринского театра XIX века. Татьяна Самсонова расскажет подробнее. 

ТАТЬЯНА САМСОНОВА,корреспондент:
«Долгое время эта картина хранилась свернутой в рулон под слоем пыли и грязи. Прежде всего, мастера натянули полотно на подрамник, счистили потрескавшийся лак и удалили старые записи от предыдущих реставраторов. После чего началась долгая и кропотливая работа, в процессе которой и обнаружилась уникальная находка». 

Так выглядела картина до того, как к ней прикоснулась рука Андрея Осетрова. Ни художник-реставратор, ни владелец не знали, кто изображен на полотне и уж тем более не было видно подписи. Впоследствии выяснилось — это портрет артиста Александринского театра Василия Самойлова, а написал его Илья Репин. 

АНДРЕЙ ОСЕТРОВ,художник-реставратор, преподаватель Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии А.Л. Штиглица:
«Это на 99,9 процентов именно портрет работы Репина, он написан за год до смерти Самойлова, они вместе дружили, общались. Самойлов был не только артист, но и крупный культурный деятель».

Реставраторы провели немало исследований. Сначала под ультрафиолетом изучали лаковую пленку, затем красочный пигмент, который брали по краям картины. Детальный анализ сделали под микроскопом, где выявляли процесс старения краски. 

АННА СМИРНОВА,студентка Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии А.Л. Штиглица:
«Если, допустим, подпись была бы позже сделана, то краска бы затекла в трещинки всякие от старения, и тогда бы мы точно сказали, что это копия или еще что-то. А так старение было одновременное на всех участках картины, поэтому одновременно была сделана подпись с картиной».

Факт, что это картина кисти выдающегося художника подтвердили в том числе эксперты Русского музея и музея-усадьбы Репина. Они отмечают уверенные движения кисти, краски и тона смешаны на холсте, а золотистая гамма переходит в коричневый тон. Все это, уверяют специалисты, характерно для живописной манеры мастера. Кроме того, подпись на портрете совпадает с почерком эталонных автографов Репина. Точно такой же портрет, только без указания года, хранится в фондах Русского музея. 

ТАТЬЯНА БОРОДИНА, руководитель музея-усадьбы И.Е.Репина «Пенаты»:
«Подпись Репин выложил так, чтобы не мешать композиции, и я знаю, что он делал это неоднократно. Он очень серьезно относился и к композиции, конечно, и к освещению картин, и вот это его желание не мешать композиционному решению».

Для того, чтобы картину признали официально наравне с теми, что находятся в музее-усадьбе Репина, полотно должно побывать хотя бы на одной выставке и получить ряд искусствоведческих публикаций.

Подписывайте на телеканал «Санкт-Петербург» в TamTam.