В Петербурге готовы взяться за строительство сверхмощного атомного ледокола «Лидер». В цехах Балтийского завода сейчас собирают «Арктику», «Сибирь» и «Урал», но даже им будет недоступно то, что заложено в технические характеристики «Лидера».

Он будет иметь исключительную проходимость и сможет разбивать льды толщиной в 3-4 метра. Его главной задачей станет обеспечение круглогодичного провода судов по Северному морскому пути.

Проект этот на перспективу лет в 10. Учитывая, что грузопоток в Арктике будет постоянно расти, «Лидер» к этому времени окажется вне конкуренции. Разработали его, кстати, в Петербурге.

В стране на сегодняшний день нет верфи, которая без модернизации смогла бы выполнить этот заказ. Об этом во вторник говорил вице-премьер Юрий Борисов, он провел совещание в Северной столице.

Никаких преференций нашим корабелам это не сулит. Специальная рабочая группа побывает на других площадках в регионах, которые тоже готовы побороться за «Лидера». Тем не менее, петербургские судостроители считают, что у них есть неоспоримые преимущества. Какие, расскажет корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Дмитрий Павлов.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Народная мудрость подвигла высадиться в Петербург представительный десант из Москвы. Во главе строя — заместитель председателя правительства России Юрий Борисов.

После осмотра производства куратор оборонно-промышленного комплекса огласил критерии отбора.

ЮРИЙ БОРИСОВ,заместитель председателя правительства РФ:
«Нужно учесть много факторов. И опыт строительства предыдущий, и реальное состояние производственных возможностей. Основная задача сегодня — организовать работу и заполнить вот эти таблички».

Почти в каждой строчке петербургской судостроительной отрасли можно ставить жирный плюс. Опыта с лихвой. Атомные ледоколы на Неве строят с 1974 года и до сих пор.

ДМИТРИЙ ПАВЛОВ,корреспондент:
«Атомный ледокол «Арктика». Его должны сдать в 2019 году. Сроки немного поджимают, поэтому исполину — усиленное внимание. На пункте пропуска перед трапом настоящее столпотворение».

Спустили на воду и доделывают атомную «Сибирь», на стапелях третий ледокол, «Урал». Петербург — безоговорочный лидер по исполнению арктических проектов.

АЛЕКСЕЙ РАХМАНОВ,президент «Объединенной судостроительной корпорации»:
«На сегодняшний день начинает в себя как губка всасывать те ресурсы, которые формировали такого рода компетенцию. С нашей точки зрения это один из основных элементов, которые позволят говорить о том, насколько успешно сможет быть выполнен столь сложный технический проект».

В фавориты выводят кадры. Порой кажется, для петербургских корабелов нет непреодолимых преград.

— Сначала люди заварили, а дальше-то не варено. Вот туда надо, вон где светится огонек. Вот туда надо до самого конца лезть. И это одна штучка такая.
— Это вам надо диету соблюдать.
— Диету, да, мы соблюдаем.

Бригадир судосборщиков Александр Провальский ледоколы возводит 51 год. Все те, что построены в Советском Союзе, прошли через его руки. Но мастер не перестает работать над техникой.

АЛЕКСАНДР ПРОВАЛЬСКИЙ,бригадир бригады судосборщиков:
«Каждый раз, когда ты приходишь на работу, надо что-то новенькое осваивать».
ДМИТРИЙ ПАВЛОВ,корреспондент:
«Лидер» осилите, если придется?»
АЛЕКСАНДР ПРОВАЛЬСКИЙ,бригадир бригады судосборщиков:
«Как говорится, правильная, хорошая документация, грамотная документация сразу дает 50 процентов задела того, что люди поймут и будут строить грамотно и вовремя все».

«Лидер» должен стать уникальным по всем параметрам. Высокотехнологичным навигационным мозгам и самому мощному атомному сердцу хотят дать богатырское телосложение.

Длинна суперледокола будет в два футбольных поля, ширина почти 50 метров. Детали для такой махины больше садового домика. Для их хранения и сборки нужны гигантские цеха.

ДМИТРИЙ ПАВЛОВ,корреспондент:
«Когда путешествуешь по Балтийскому заводу, то постоянно делаешь открытия. Вот ты зашел под какую-то крышу. Идешь под ней, идешь… Выходишь на открытое пространство и понимаешь: только что ты был под огромной частью корпуса будущего ледокола».

Уязвима судостроительная отрасль города только отсутствием сухого дока нужного размера. Но его нет и у конкурентов. Так что строить новую верфь нужно в любом случае. В Петербурге это будет не так затратно.

АЛЕКСЕЙ КАДИЛОВ,генеральный директор «Балтийского завода»:
«Там, где старый стапель, вот один из них сносится, и на его месте почти строится док длинной 360 метров и шириной порядка 80 метров».

Удобство и в географической близости изобретателей «Лидера». Его спроектировали в петербургском конструкторском бюро «Айсберг».

Суперледокол пока существует только на бумаге. Базируется в архиве. Техническая документация хранится в несгораемых шкафах.

В ящиках более двух тысяч чертежей. То, что петербургские корабелы соберут по ним ледокол, не имеющий аналога в мире, в ЦКБ не сомневаются. Те суда, что по проектам «Айсберга» строятся сегодня, гордость конструкторов.

АЛЕКСАНДР РЫЖКОВ,генеральный директор ЦКБ «Айсберг»
«Безусловно, приятно видеть, когда то, что ты начал на бумаге, с чистого листа бумаги, воплощается в железе. Конструктора работают не на бумагу, конструктора работают на конечный продукт. Безусловно, когда был спуск ледокола «Арктика», для всех конструкторов нашего бюро это был действительно праздник».

В конце июня рабочая группа отправиться на Дальний Восток, чтобы также внимательно посмотреть, как строят корабли на местной «Звезде», а затем вынести вердикт. Причем сделать это беспристрастно.

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях».