Прощание со Станиславом Говорухиным пройдет в субботу в московском храме Христа Спасителя. Похоронят народного артиста России на Новодевичьем кладбище.

Станислав Говорухин ушел из жизни на 83-м году после продолжительной болезни. От его первой работы — легендарной «Вертикали» — до экранизации довлатовского «Компромисса» — у режиссера не было ни одного, что называется, проходного фильма. Для миллионов он остается кумиром, его так и называют — «символом и голосом поколений».

Фильм «Конец прекрасной эпохи» — словно пророчество и последнее слово режиссера отечественному кинематографу. Картина по Довлатову — это личный компромисс Говорухина с самим собой. Снимать он больше не будет. 

Геолог по образованию и режиссер по призванию. Фильм «Вертикаль» — дипломная работа Станислава Говорухина и его первая премьера на больших экранах. Во время съемок режиссер не удержался и без страховки полез в гору. Эти кадры вошли в картину. 

Светлана Лепко,инструктор по горному туризму:
«И Кошелева, и Рита, и Высоцкий. Вобщем, все они в первый раз в горах. Не настолько они знали, куда можно, куда нельзя. И он так, достаточно требовательно, но достаточно умно советовал, что лучше, что хуже».

До сих пор вся страна поет: «Если друг оказался вдруг». Следующая совместная работа Говорухина и Высоцкого — «Место встречи изменить нельзя». Свое режиссерское кресло он доверял только Володе. 

Станислав Говорухин,режиссер, народный артист России:
«В каждом кадре труд Высоцкого, начнем с того, что если бы не он, то может быть я бы и не снимал эту картину, он был знаком с Вайнерами, я попросил, чтобы он меня с ними познакомил, мы многие вещи обсуждали и советовались».

Когда «Место встречи» показывали по телевизору, улицы пустели, зрители замирали у голубых экранов и в тот же вечер реплики героев разбирали на цитаты. Все недочеты и вымыслы партийная верхушка простила молодому режиссеру. 

Станислав Говорухин,режиссер, народный артист России:
«У нас был консультант заместитель министра внутренних дел, рукой которого был испещрен весь сценарий. Это нельзя, здесь он должен так говорить, это не произносить, эти слова невозможны, мы наплевали на все эти указания, при этом он был человек очень хороший, Константин Иванович Никитин».

Каждую работу Говорухина зрители ждали с нетерпением: «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Десять негритят», «Ворошиловский стрелок», «Благословите женщину». После выхода сериала поклонницы засыпали режиссера письмами, в главной героине каждая узнавала себя. 

На съемочной площадке был строг, вспоминают коллеги, периодически кто-то получал нагоняй. Но снимал Говорухин не для наград и фестивалей. Свои фильмы он посвящал советскому зрителю. 

Александр Поздняков,журналист, киновед:
«Он был неравнодушным человеком, был известным общественным деятелем. Во время перестройки, в самые турбулентные годы нашей истории снял два документальных фильма о России, которую мы потеряли, и так жить нельзя. Он откликался на все события, которые происходили в нашей жизни».

Всю свою жизнь он занимался любимым делом, читал наизусть Онегина, писал картины, играл и снимал кино.

Добавляйте телеканал «Санкт-Петербург» в свои источники в «Яндекс.Новостях».