Кафе, ставшее колыбелью ленинградского андеграунда, представлено на фотовыставке, которая открылась в доме №49 на Невском проспекте.

Когда-то в тех стенах за чашкой «маленького двойного» можно было увидеть Сергея Довлатова и Михаила Шемякина, Виктора Цоя и Бориса Гребенщикова. 

О заведении, которое стало символом неформальной культуры расскажет корреспондент Анастасия Петрук.

В историю входят не только имена творцов и названия художественных произведений, но и названия мест. Одним из таких стало кафе «Сайгон». 

Выставка, открывшаяся в памятном месте, собрала фото-факты, воспоминания очевидцев и людей, для которых «Сайгон» был больше, чем кафе. 

ВЛАДИМИР РЕКШАН,писатель: 
«Помню здесь стоит группа «Кино», все в черном, курят. С того угла стоит Гаркуша в белых носках, а здесь внутри Курехин с Гребенщиковым что-то обсуждают. Ну и я где-то вместе с ними».

Легендарное кафе открылось 1 сентября 1964 года на углу Невского и Владимирского проспектов. «Сайгон» заменял неофициальным поэтам, и музыкантам ресторан и концертную площадку. Здесь читали стихи, играли музыку, тут собирались люди совершенно разных профессий, и убеждений. 

ВЛАДИМИР ПЕШКОВ,фотограф: 
«Огромное количество контактов, знакомств, в дальнейшем формоопределяющих судьбу знакомств, происходили здесь. Включая даже любовь. Я здесь влюбился в философиню прекрасную Валерию, которую у меня в скором времени отбил поэт Вензель. Но я не обиделся, потому что поэты это штучный товар, это редкость, а девушек красивых пруд пруди». 

В 70-х Сергей Довлатов, Иосиф Бродский, а позже в 80-х Виктор Цой приходили сюда постоять, ведь сидячих мест в кафе не было, и выпить как минимум знаменитый «маленький двойной», часто приготовленный из пережаренных зерен и невкусный. И тем не менее, кофе был символом свободы, знаком причастности к неформалам».

ВИКТОР СОЛОГУБ,музыкант:
«Это было место, куда я приезжал практически каждый день после работы, чтобы встретится с друзьями, ну выпить какую-то дежурную чашку кофе за 15 копеек, но главное это было общение».

У посетителей «Сайгона» были свои правила поведения и этические нормы. Это был отдельный мир, исчезнувший через четверть века после своего появления. 

Подписывайтесь на канал «Говорит и показывает Санкт-Петербург» в Telegram.