Сегодня в Петергофе официально открылся летний сезон. Ровно в 11 часов утра под Гимн великому городу торжественно запустили фонтаны Большого каскада, в небо устремился самый высокий фонтан Петергофа - «Самсон». Одновременно на штандарт у Большого Петергофского дворца подняли флаг России.

Накануне мы встретились с директором музея-заповедника Еленой Кальницкой. Сейчас она полностью погружена в проект «Век музеев» — это совместная работа с музеями-заповедниками Гатчины, Павловска и Царского Села. В этом году пригородные императорские резиденции отмечают столетие своей музейной жизни. Так что сезон особенный.

Но у директора есть и масса повседневных забот. Ежегодно музей посещает больше пяти миллионов туристов. Вот и на время интервью пришлось даже «спрятаться» на не открытую еще для посетителей террасу Верхнего каскада. Иначе легко затеряться в толпах экскурсионных групп. Говорили о новостях сезона, о больных для музея реставрационных темах, о том, как меняется Петергоф и как воспитывает даже китайских туристов.

Светлана шкиль,ведущая:
«Елена Яковлевна, с какими чувствами встречаете новый сезон? Ведь он особенный для музея-заповедника».
елена кальницкая,директор ГМЗ «Петергоф»:
«Два аспекта высоких чувств. Первый. В этом году сезон особенный. Потому что мы отмечаем столетие создания пригородных резиденций. Это четыре музея: Царское Село, Павловск, Гатчина и Петергоф. Это очень приятно. Ну а второй аспект личный. У меня в этом году начинается десятый сезон работы в Петергофе».
Светлана шкиль,ведущая:
«Помните то время, когда вы сюда пришли? Какие задачи перед вами стояли? А сейчас какое время переживает музей и какие задачи нужно решать?»
елена кальницкая,директор ГМЗ «Петергоф»:
«Конечно, помню, как пришла. Перепуганная, мало что понимающая, очень преисполненная ответственности. Ну ответственность никуда не делась, но сейчас в чем-то легче, в чем-то сложнее. Легче в том, что я знаю коллектив. Все-таки у меня 1700 человек коллектив. И второе, мне кажется, очень важно определить приоритетность проблем. Задач стоит много. Ну и хочется думать, что Петергоф изменился хотя бы потому, что мы за 10 лет такое количество провели реставрационных работ. И Большой дворец, и Монплезир, и парки. И потом, мы открыли 11 новых музеев за 10 лет. Сейчас у нас 32 музея. А когда я пришла, было 21».
светлана шкиль,ведущая:
«Нижняя дача. Любимое место Николая Второго. Очень много с этим связано. Когда начнется реставрация?»
елена кальницкая,директор ГМЗ «Петергоф»:
«Проект уже есть, он создавался с трудностями, теперь все в финансовом вопросе. Мне кажется, это наш святой долг — привести дворец в порядок, создать там музей, экспозиции. Хотя там мемориальная экспозиция будет, но покомнатного воссоздания не будет, потому что вещей сохранилось очень мало. Художественная ценность Нижней дачи не так высока как, может быть, более ранних дворцов. Это просто семейный дом. Я много об этом думаю. История последних Романовых так окрашена болезнью ребенка. Так долго ждали. На этой Нижней даче родился мальчик, и вот такая трагедия с ним связана. Поэтому конечно жизнь семьи была особой. Но Нижняя дача, я верю, рано или поздно возродится. И этой реставрацией завершится реставрация парка «Александрия».
светлана шкиль,ведущая:
«Петергоф из года в год лидирует по показателю посещаемости. В 2016 году, если не ошибаюсь, 5300000 человек пришло. У вас нет ощущения, что какая-то критическая масса людей приходит к вам?»
елена кальницкая,директор ГМЗ «Петергоф»:
«Конечно, есть. Но оно связано только с Большим дворцом. Мы знаем, что он может принять в день максимум семь тысяч человек. Кстати, когда читала мемуары первых директоров, один из них вспоминал, что на Купеческую гавань собралось шесть тысяч человек и хотят в один момент попасть в Большой дворец. И прямо так и написал: начался мордобой. Ну у нас тоже бывает все, но до мордобоя не доходит. То есть эта проблема была всегда. Что касается парков, в представлении людей они безразмерные. Но когда собирается 25 тысяч человек одномоментно… Знаете, мне кажется, разнообразие музеев помогает людям рассредоточиться».
светлана шкиль,ведущая:
«Как вы относитесь к китайским туристам? По-разному в музейном сообществе к ним относятся. Если коротко, то они другие. Они вам нравятся?»
елена кальницкая,директор ГМЗ «Петергоф»:

«Нет, они мне не нравятся. Мне не нравятся две вещи. Во-первых, то, что они приезжают к нам совершенно не подготовленными. Мне кажется, собираясь в туристическую поездку, человек вне зависимости от уровня дохода и воспитания должен представлять, куда он приехал. А здесь происходят чудовищные вещи. Они приходят в Верхний сад, а он у нас бесплатный, им рассказывают: вот Самсон. А фонтан-то вот. А они не знают, они не посмотрели, они не подготовились. Это дает большие возможности недобросовестной работе персонала. Это первое, что мне не нравится. Ну и второе, мне не нравится, что они не всегда чистоплотны в своем поведении.

Конечно, туристы из Китая дают нам определенные доходы, мы это понимаем. Тем не менее мне кажется, что ситуа будет меняться. Например, в этом году туристы из Азии будут не такие, как в прошлом».

светлана шкиль,ведущая:
«Еще одна ваша забота — водоотводящая система. Получаете ли вы ее на баланс, что с застройкой?»
елена кальницкая,директор ГМЗ «Петергоф»:

«Потихоньку вопрос двигается. Мы провели инвентаризацию. Очень тяжело с законами. Сейчас надо определять зоны охраны. Как ее определить? Застройка как началась, так она и продолжилась. Сегодня другая должна быть законодательная основа. Сегодня надо людям объяснить, что они живут на территории с обременением. Чтобы не мыли машины в канале, чтобы понимали, где живут.

Знаете, вот так посмотришь на все это, невозможно представить, чтобы не было Самсона. Это уникальная природная система, уникальный ландшафт. Безусловно, все должно быть так, как есть. Это всегда решается не быстро, не в один день».

Добавляйте телеканал «Санкт-Петербург» в список ваших источников «Яндекс.Новостей».