Писатель, автор текста для «Тотального диктанта-2015», один из дикторов на акции в этом году рассказал телеканалу «Санкт-Петербург», как сам бы написал диктант по отрывку «Вечер» Гузель Яхиной, какие требования предъявляются к авторам, а также о роли интернета в развитии языка и даже своем отношении к блокировке Telegram.

«Тотальный диктант» объединил сегодня больше 10 тыс. городов в 76 странах мира. Акция не имеет границ и уже давно стала своего рода образовательным флешмобом. В Петербурге добровольцев было больше 10 тысяч. Это новый рекорд. В городе было организовано без малого 90 площадок. 

Среди диктаторов — так называют тех, кто читает текст — известные люди: писатели, журналисты, актеры и спортсмены. Среди них писатель Евгений Водолазкин, автор «Тотального диктанта-2015». 
 

СВЕТЛАНА ШКИЛЬ,ведущая:
«Евгений Германович, здравствуйте. Как все прошло? Трудный текст написала Гюзель Яхина?».
ЕВГЕНИЙ ВОДОЛАЗКИН,писатель:
«Я хорошо знаком с Гузель, она очень милый человек с филантропическими наклонностями. Она пишет просто и хорошо, но там текст был несколько труден синтаксически, потому что комиссия, которая дает сертификат качества текста диктанта, просит усложнять. Например, было «осторожно берет книгу с полки», они говорят «давайте аккуратно» — два К, может, кто-нибудь провалится. Так что у Яхиной был текст такой, несколько сложный с точки зрения запятых и точек с запятыми. Такой знак коварный».
СВЕТЛАНА ШКИЛЬ,ведущая:
«Как думаете, сами бы написали на какую оценку?».
ЕВГЕНИЙ ВОДОЛАЗКИН,писатель:
«Не знаю. Я скромно скажу, что на четверку. А по вдохновению, может, на пять».
СВЕТЛАНА ШКИЛЬ,ведущая:
«Помимо каких-то формальных целей (виды пунктуации, орфограммы) перед автором ставится какая-то еще задача? Или, может быть, автор сам ставит какие-то задачи перед собой?».
ЕВГЕНИЙ ВОДОЛАЗКИН,писатель:
«Так и есть. Автор может с такой огромной высокой трибуны сказать какие-то важные для него мысли. Или сказать о своем тексте, что у меня есть такой роман, роман хороший, послушайте, как он звучит. И в этом отношении это большой шанс. Разные писатели по-разному относятся к делу, но вот Гузель и я, мы предпочли художественное послание посланию публицистическому, а писать можно все что угодно. Там цензуры нет».
СВЕТЛАНА ШКИЛЬ,ведущая:
«Чем можно объяснить такую популярность и долгожительство «Тотального диктанта»?».
ЕВГЕНИЙ ВОДОЛАЗКИН,писатель:
«Я хотя ветеран движения, не очень сам понимаю. Как это так? Я в детстве терпеть не мог диктантов, обожал сочинение, не любил диктанты. Это, видимо, связано с тем, что диктанты школьные были под давлением, а теперь — хочешь пиши, хочешь не пиши. А попробовать себя хочется. Есть же всякие шоу по выживанию на острове. Если хотите, диктант — это выживание на острове в безбрежном море языка».
СВЕТЛАНА ШКИЛЬ,ведущая:
«А требуются ли сейчас современному обществу навыки выживания? С точки зрения языка. Говорят, интернет убивает язык, и люди с этим прекрасно живут».
ЕВГЕНИЙ ВОДОЛАЗКИН,писатель:
«Есть разные точки зрения. Беда интернета в том, что он вдруг выплеснул на поверхность массу неграмотных текстов. Раньше слово напечатанное было словом проверенным, я имею в виду корректора, редактора. А сейчас каждый человек вправе написать все, что он хочет, главное, грамматически, как он хочет. Человек схватывает язык не правилами, не рационально, а иррационально — ушами и глазами. Когда перед его глазами безграмотный интернетовский текст, это, конечно, сильно уменьшает его грамотность. Но с другой стороны, все как-то выравнивается. Что-то компенсирует. Как говорит мне всегда мой уважаемый коллега Максим Кронгауз, не надо нервничать, все как-то образуется».
СВЕТЛАНА ШКИЛЬ,ведущая:
«Для вас чувствительной оказалась новость вчерашнего дня про блокировку Telegram?».
ЕВГЕНИЙ ВОДОЛАЗКИН,писатель:
«Стыдно сказать, нечувствительной. Потому что я, кажется, впервые про Telegram вчера и услышал».
СВЕТЛАНА ШКИЛЬ,ведущая:
«Желание завести там свой канал не возникало?».
ЕВГЕНИЙ ВОДОЛАЗКИН,писатель:
«Нет, я даже не знаю, что это такое и чем он отличается от социальных сетей. В Facebook [мою страницу] ведет гениальный человек Рамин Байрамов. Это волонтер, который предложил мне вести все мои интернетовские вещи. Я доверяю Рамину, но слабо представляю, как туда попадать и что там писать».
СВЕТЛАНА ШКИЛЬ,ведущая:
«Но тексты вы все-таки набираете на компьютере?».
ЕВГЕНИЙ ВОДОЛАЗКИН,писатель:
«Да, конечно. Я не дошел до таких высот, чтобы вырубать их на скале».