200 лет с начала строительства Исаакиевского собора. Выставка, посвященная самому известному проекту Монферрана, открылась в Российском этнографическом музее. Экспозиция знакомит с историей длительного и многотрудного возведения храма. В ее основе экспонаты фондов музея-памятника «Исаакиевский собор», большинство из которых демонстрируется впервые.

МАРИЯ ЕВСЮКОВА,корреспондент:
«Серебряный голубь, который спустился с высоты 86 метров из-под купола Исаакиевского собора, снова в центре внимания. До завершения реставрации фонарика он будет парить над выставкой в Этнографическом музее. Раньше рассмотреть его на таком близком расстоянии могли только реставраторы, теперь и посетители экспозиции».

Серебряный голубь словно ангел-хранитель оберегает экспонаты, впервые вывезенные из собора. Путь его строительства можно проследить от замысла до воплощения. Авторские чертежи, эскизы скульптуры ангелов, неосуществленные проекты барельефов. Конкурс на возведение нового храма объявили в 1809 году. Основное условие — сохранить алтари старого собора. Но ни один из архитекторов с поставленной задачей так и не справился до 1816 года. Точнее, до Огюста Монферрана. В музее сохранился его билет на свободное проживание в России. 

ЮЛИЯ УШКОВА,куратор выставки:
«Описывается человек со светлыми вьющимися волосами, веснушками, круглым подбородком, этот образ, который представлен здесь, совсем не соответствует тому девизу, который Монферран оставил на своем альбоме 1820 года, «Не весь умру»».

Монферран представил 24 эскизных проекта Исаакиевского собора. На стенде представлены альбомы архитектора. Основной период строительства храма пришелся на время правления Николая I. 

ЮРИЙ МУДРОВ,директор музея-памятника «Исаакиевский собор»:
«Когда шла Крымская война, Николай I даже находил деньги на окончание строительства собора. И когда вставали очень важные вопросы, куда деньги направить, то всегда выбор падал в пользу Исаакиевского собора».

Внутреннее оформление храма утвердили в 1843 году. Но через 10 лет живопись решили заменить мозаикой. Образы апостола Павла, Богоматери с младенцем и святой Екатерины на главном иконостасе все это время хранились в фондах музея. Каждый год их выносили из запасников, проветривали, просушивали и делали укрепление. 5 месяцев назад к их восстановлению приступили 10 реставраторов. Чтобы воссоздать рельефный рисунок, потребовался кварцевый песок. 

ВЛАДИМИР СТРАЗОВ,реставратор:
«Везде песок здесь разный, где крупнее, где мельче. Если посыпать крупный, там, где мелкий, он будет отличаться. Поэтому приходилось скрупулёзно все это подбирать».

Кстати, один из экспонатов отлили за несколько дней до открытия выставки. К 200-летию строительства Исаакиевского собора на Петербургском монетном дворе была отчеканена медаль.

Подписывайтесь на канал «Говорит и показывает Санкт-Петербург» в Telegram.