11 марта исполняется ровно 200 лет со дня рождения великого балетмейстера Мариуса Петипа. Более полувека он жил и творил в Петербурге, здесь создал стиль академического балета и воспитал не одно поколение выдающихся танцовщиков. В выражении «Эпоха Петипа» нет никакого преувеличения, она не кончалась — так говорят те, кто сегодня составляет славу нашего балета и готовит новое поколение артистов. Татьяна Баженова продолжит.

Это искусство требует колоссальных жертв: юные ученики академии балета имени Вагановой проводят в классах по 6 часов в день. Жесткая дисциплина, усердный труд, сбитые ноги — именно так им достается билет в сценическую жизнь. Парадоксально, но большую часть репертуара, который они осваивают, дело рук и ног одного человека — Мариуса Петипа. Французского мастера, которого называют патриархом русского балета.
 

ИРИНА СИТНИКОВА,заведующая кафедрой классического танца академии балета им. А. Я. Вагановой:
«Это наша основа, Петипа. Он сделал русский балет, сейчас он уже стал мировым. Он поставил в России около 60 балетов. Не все дожили, но все равно это наша основа. Ведь Агриппина Ваганова написала свою методику на репертуаре Петипа».

В Петербурге начинающего артиста балета из Франции пригласили в середине XIX века. Мариус Петипа уже восходил на танцевальный Олимп у себя на родине, но предложение из России принял не раздумывая. Сначала он и сам танцевал, причем, как говорят, был сильным характерным артистом. А через годы дорос до солидного звания балетмейстера Императорских театров. Эту должность Петипа занимал до 1903 года. За свою первую постановку на сцене Большого каменного театра в Петербурге — балет «Пахита» — хореограф получил перстень из рук Николая I. 

— 29 мая 1847 года прибыл я на пароходе в Петербург. 60 лет службы на одном месте, в одном учреждении, явление довольно редкое, выпадает на долю немногих смертных.

«Учреждением» Петипа называл театр. За годы службы он создаёт будущие шедевры балета. Это «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Баядерка», «Дон Кихот», «Раймонда» и многие другие.
 

ЮРИЙ ФАТЕЕВ,и. о. заведующего труппой Мариинского театра:
«Он умел с большим вкусом и талантом подать женскую красоту на сцене. Он с невероятным талантом строил кордебалеты».

К юбилею легенды балета в Мариинском театре подготовили целую серию постановок его авторства. Весь март там показывают спектакли на хореографию Петипа. А в день рождения балетмейстера, 11 марта, в афише большой гала.
 

НИКОЛАЙ ЦИСКАРИДЗЕ,ректор академии балета:
«Он стал менять эстетику. Из-за этого менялись движения. Если убрать его репертуар из всех театров мира, то всё опустеет. Он создал тот стиль и ту модель спектаклей, которая считается по сей день классической».

А в Академии Вагановой к юбилею Петипа проходит научная конференция, посвященная его творчеству. Память мастера увековечили в камне: в день юбилея на улице Зодчего Росси откроют мемориальную доску.
 

ТАТЬЯНА БАЖЕНОВА,корреспондент:
«Феноменальная техника танца для Мариуса Ивановича имела огромное значение. Но успех его хореография снискала не только за отточенные па и плие. Современники утверждали: француз по происхождению, балетмейстер смог раскрыть поистине русский характер».

Любопытно, что при этом балетмейстер так и не овладел русским языком, преимущественно объясняя танцовщикам свои замыслы на языке тела. Но созданный Петипа художественный язык остался и после его ухода на века вперед.

Подписывайтесь на канал «Говорит и показывает Санкт-Петербург» в Telegram.