Долгая дорога домой. В Петербурге в День полного освобождения города от фашисткой блокады втречали жителей осажденного Ленинграда, которые после войны так и не вернулись в родной город. Судьба раскидала ленинградцев по миру. В этом году приняли 60 человек из Латвии, США, Израиля. Елизавета Халикова слушала военные истории.

Тюрьма «Кресты» — единственное место в Петербурге, которое помнит Лео Хяйкеляйнен. Именно сюда в 1938 году посадили его отца. Командира батальона железнодорожного полка, финна по национальности, объявили врагом народа. Только один раз матери Лео удалось добиться свидания с мужем. Встреча оказалась последней. 

Лео Хяйкеляйнен,житель блокадного Ленинграда (Финляндия): 
«В 1938 году его забрали, а в 1958 году мы начали хлопотать, пришло письмо, что болезнь такая-то, умер в 1940 году. В Коми якобы умер. Но мы то знаем, здесь его шлепнули, после того как по-фински поговорил с женой, тут же и шлепнули». 

В 1942 году Лео вместе с матерью по Дороге жизни эвакуировали в Иркутскую область. После Дня Победы блокадники уехали в Эстонию, а после распада союза — в Финляндию. Дома, в Европе, Лео приходиться часто спорить. 

Лео Хяйкеляйнен,житель блокадного Ленинграда (Финляндия): 
«Бомбежка была все время, но дело в том, что когда финны говорят: «Маннергейм же не стрелял по Питеру!». Я им говорю: «Он не мог этого решить. Это решил Гитлер, когда сказал, что беречь надо снаряды для Волгограда, они и так все подохнут».

Эрнесту Нуриджаняну 91 год. Он родился и вырос в Ленинграде. Фашисты начали бомбить город, когда ему было 13. Осажденный город Эрнесту Нуриджаняну вместе с отцом и сестрой удалось покинуть весной 1942 года, после смерти матери. 

Эрнест Нуриджанянжитель блокадного Ленинграда (Армения):
«Когда мать умерла, мы с сестрой отказались от 10-дневного пайка хлеба, это обошлось нам в непокрашенный строганный гроб и вырытую могилу на Охтинском кладбище».  

После прорыва блокады в Ленинград вернулись не все. Одни остались жить в городах Советского союза, другие уехали за границу. Многие после войны на малой родине не были ни разу. 

Елизавета Халикова,корреспондент: 
«Визиты покинувших страну блокадников в Петербург с начала двухтысячных организует городской комитет по внешним связям. В этом году возможность хоть на пару дней, но вернуться домой получили более 60 человек. Это жители и защитники осажденного города, а также их дети. Соотечественникам оплачивают перелет, проживание и питание, а также бесплатно водят на экскурсии». 

Гости возложили цветы к мемориалу на Пискаревском кладбище и побывали в историческом парке «Россия — моя история». 

Валентина Сабурская,жительница блокадного Ленинграда (Латвия): 
«Сейчас говорят, что не мы победили. Поэтому пока есть кто-то живой, и это помнят, он должен это сказать». 

В ближайшее время в Петербург приедут и дети эмигрировавших ветеранов. Ведь связь поколений и общая память о трагедии лучше всего охраняет мир от потрясений. 

Подписывайтесь на канал «Говорит и показывает Санкт-Петербург» в Telegram.