Петербург готовится к юбилею Владимира Высоцкого. 25 января ему исполнилось бы 80 лет. В музее его друга, художника Михаила Шемякина которому в этом году будет 75, идет монтаж выставки «История легенды. Шемякин, Высоцкий и русский Париж 1970-х»: в картинах и фотографиях, стихах и на видеокадрах. Альфия Бекарсланова о невероятной дружбе и творческом диалоге, который не прекращается до сих пор.

Их познакомил Барышников в 1974-м в парижском особняке сестры Марины Влади. Как писал позже сам Шемякин, «наша дружба родилась внезапно, но было ясно, что это навсегда». Поэта вдохновляли картины художника, а мастер писал свои полотна на стихи и песни друга. Одна из ярких иллюстраций — серия фотографий и картин «Чрево Парижа», по названию знаменитого рынка. 

Высоцкий, увидев их, за одну ночь написал стихотворение «Тушеноши»— сложное, противоречивое. А в 2012-м Шемякин издал книгу под названием «Две судьбы», где появились иллюстрации на это произведение. 

Ольга Сазонова,художественный директор центра Михаила Шемякина:
«Здесь мы видим сразу несколько эскизов к этой работе, и финальный вариант, который и показывает, насколько это уже совершенно другая работа. Это уже история, посвященная судьбе России, судьбе его друга Владимира Высоцкого и, конечно, иллюстрация на его стихотворение».

«Мы друг друга старались беречь, — признается в одном из интервью Шемякин. — Если выпивали, то по очереди, один охранял другого. Раз только загуляли вместе». 

Случай остался в искусстве. Высоцкий сочинил песню «Французские бесы», а Шемякин написал картину. Так что истории про совместные возлияния — вымысел. А вот то, что поэт подсказал художнику идею знаменитого памятника Петру I, установленного в Петропавловской крепости, — истинная правда. 

Альфия Бекарсланова,корреспондент:
«Шемякин не хотел делать шаблонное изображение Петра. В своей мастерской с Высоцким он долго обсуждал и спорил, каким должен быть памятник. И тут Владимир Семенович берет прижизненную маску Петра, вскакивает на стул и ставит эту маску себе на голову. Задавая тем самым удлиненные параметры тела, он восклицает: «Вот таким он должен быть у тебя!»

На экспозиции эту историю обыграют, создав инсталляцию с копией маски и контурами памятника. У посетителей появится возможность увидеть не выставлявшиеся ранее фотографии из личного архива Михаила Шемякина. На них друзья, атмосфера 1970-х, когда в Париже, где жил художник, встретились три волны эмиграции. 

Многим из них, как и Высоцкому, он помогал записывать пластинки. Их оригиналы с дарственной надписью тоже представят зрителям. 300 экспонатов расскажут историю о легендарной дружбе легендарных людей. Открытие намечено на 26 января.

Подписывайтесь на канал «Говорит и показывает Санкт-Петербург» в Telegram.