Легендарную тюрьму покинул последний заключенный. Почти полторы тысячи человек перевезли меньше чем за неделю в Колпино, в «Кресты-2». Долго пустовать место на Арсенальной набережной не будет. На этот год уже есть масштабные планы.

В изменениях, происходящих с «Крестами» разбирался корреспондент Артем Шарипов.  

АРТЕМ ШАРИПОВ,корреспондент:
«Никакому туристу такой антураж раньше был не доступен. Кресты это памятник. Здесь бывали многие известные личности. Правда, нигде не зафиксировано, кто в какой камере находился. В любой из них мог сидеть генерал Рокосовский, поэт Бродский, авиаконструктор Туполев, актер Жженов, а также всем известные политики Троцкий и Керенский».

Но с людьми попавшими в «Кресты», обращались, конечно, не как с достопочтенными гражданами. Невероятно, но у многих арестантов «Кресты»  ассоциировались чуть ли не с отчим домом. 

Иначе поступок народного артиста СССР Георгия Жженова объяснить трудно, ведь именно с Арсенальной набережной началась его долгая лагерная жизнь. 

НАТАЛЬЯ ШИШОВА,начальник организационно-аналитического отдела СИЗО № 1 УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленобласти:
«Тогда у нас не было воды, поэтому воду просто разносили по камерам в больших емкостях. Канализации тоже не было. И вот когда Жженов вышел и получил Ленинскую премию, он отдал ее нам».

Куда сложнее пришлось генералу Константину Рокоссовскому. После пыток в застенках на Арсенальной набережной он на всю жизнь остался хромым и подорвал душевное здоровье.

АЛЕКСЕЙ ЕРОФЕЕВ,краевед, член топонимической комиссии Петербурга:
«Когда его освободили, произошел удивительный случай. Ему некуда было идти в Ленинграде, и он вернулся в «Кресты» ночевать».

«Кресты» впервые в истории пустуют. Тишина для легендарного СИЗО непривычна. Даже птицы, которые залетали в главный корпус за арестантскими крохами, сегодня редкие гости. Правда, в 90-е годы, самые сложные для «Крестов», о таком покое без преувеличения мечтали.

НАТАЛЬЯ ШИШОВА,начальник организационно-аналитического отдела СИЗО № 1 УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленобласти:
«В нашем учреждении содержалось до 12 тысяч заключенных при лимите в 1768. В камерах находилось по 12-14 человек».

Тогда переполненный изолятор СИЗО, как и в эпоху Сталинских репрессий, оброс очередями. 

АЛЕКСЕЙ ЕРОФЕЕВ,кравевед, член топонимической комиссии Санкт-Петербурга:
«Вот крайнее окошко на последнем этаже. Я подходил к столбу ровно в половине первого, они уже видели, и мне к ногам падала записка, скатанная в шарик. Точность невероятная. Снайперская точность».

Уже в двадцатом веке «Кресты» перестали соответствовать замыслу авторов. Архитектор Антоний Томишко планировал перевоспитывать преступников духовными поисками, поэтому в центре комплекса стоит церковь Александра Невского, а сами корпуса построены в форме крестов.

Однако, желание искать бога здесь испытывали не все, некоторые пытались бежать. Самая массовая попытка случилась в феврале 1992 года. Преступники взяли заложников и требовали выкуп. После длительных переговоров бунтарей ликвидировали.

Желающие провести время на свободе искали разные способы. Маститый налетчик Червонец следователя Наталью Воронцову, говоря простым языком, охмурил. Женщина согласилась на рискованное предприятие — она принесла Мадуеву револьвер. 

Эту историю экранизировали. Героев фильма стали и сами «Кресты», так много раз потом появлявшиеся на экранах телевизоров. 

НАТАЛЬЯ ШИШОВА,начальник организационно-аналитического отдела СИЗО № 1 УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленобласти:
«Все, что связано с полицией, должно быть связанно с «Крестами». Кто-то выходит из «Крестов», кто-то, наоборот, сюда попадает. «Кресты» это как Ватикан, это отдельный город». 

Теперь у арестантов два отдельных города — заработало СИЗО в Колпино. Планов для исторических «Крестов» насчитывалось много, однако с прошлым, как и бывает в тюремном мире, сложно порвать. Никаких гостиниц на Арсенальной набережной не будет. Вероятнее всего, в «Кресты» из Ленинградской области переедет восьмая колония. Арестантская жизнь тюрьмы-музея возобновится.

Подписывайтесь на канал «Говорит и показывает Санкт-Петербург» в Telegram.