Известную строчку из поэмы Владимира Маяковского вынесли в заглавие новой экспозиции в особняке Румянцева. Выставка называется «Самый человечный человек...» Ленин. Погружение в миф». Иронично и провокационно.

Хотя ее организаторы подчеркивают: политической составляющей они старались избежать и показать ленинский миф лишь как рефлексию художников на их советское детство. Воспоминаниям предался и Вячеслав Резаков.

Музей истории Петербурга. «День отошел, постепенно стемнев. Двое в комнате. Я и Ленин – фотографией на белой стене».

Постарайтесь воспринять экспозицию в таком вот ключе, только без глумливой иронии, липнущей обычно к строкам Маяковского. Она уже не нужна. Времена, когда под образами вождя проходили бы тысячи — лес флагов, рук трава — в прошлом. Но что важнее — постепенно уходят времена бездумного их неприятия. Все чаще попытки взглянуть чуть глубже. Пока опасливые, как здесь. Чего стоит само название выставки, рассеченное пополам именем вождя. «Самый человечный человек». Ленин. Погружение в миф». В первой части все та же ирония. Во второй — готовность тут же извиниться, выдав все за шутку. 

Довольно хмурый, но беспристрастный взгляд на нашу историю. Глядя на национальное искусство в пределах столетия, мы видим его лишь советским — неизменной составляющей в произведениях тех, кто утверждал этические догмы, но и тех, кто с еще большей неистовостью его опровергал. И окончательной победе последних мы обязаны тому, что теперь, оглядываясь, видим лишь руины. В работах 22 художников, выставленных здесь, прослеживается попытка перевести фокус за пепелище. Припасть к истокам. Вернуть искренность, обычно ассоциируемую с детством советских лет. 

Есть двери восприятия, которые открывает незапятнанность детства, в том числе и советского. К искусству, как и вере, не применима критика реальностью, упреки в том, что на самом деле все было иначе.

Есть град земной и град небесный. И наряду с Советским Союзом земным был и союз небесный — художественный идеал существовал в сознании советских пенсионеров и детей из благополучных семей. В прекрасном и яростном мире, где под вечный призыв горнистов Гражданской войны отправлялись к туманности Андромеды все до единого умные и красивые люди.

Что плохого в том, чтобы время от времени воскрешать подобные чувства? Например, обращаясь мыслями к символу идеалов, воспринятых когда-то. И почему бы и не здесь. Здесь вобщем-то многолюдно и лучше считать это встречей тет-а-тет. «Двое в комнате. Я и Ленин. Фотографией на белой стене».

Подписывайтесь на канал «Говорит и показывает Санкт-Петербург» в Telegram.