Интервью с человеком, который отдал службе в органах госбезопасности большую часть жизни. По операциям, в которых он участвовал или разрабатывал, написаны книги и сняты фильмы.

В современной истории трудно найти громкое дело, связанное со шпионажем, терроризмом, заказными убийствами, которого бы он не знал. О том, какими качествами должен обладать настоящий чекист, и почему всех подряд не прослушивают, генерал Владимир Гусев.

Владимир Сергеевич Гусев. В управлении КГБ СССР — ФСБ России по Петербургу и Ленобласти — прошел путь от оперативного уполномоченного до первого заместителя начальника управления по линии борьбы с терроризмом. Генерал-лейтенант запаса. 

Владимир Гусев, генерал-лейтенант запаса:
«Я поступил на работу в органы КГБ СССР 1 апреля 1974 года».
Елена Болдышева, ведущая:
«А правду говорят, что КГБ тогда каждую уборщицу прослушивал?»
Владимир Гусев, генерал-лейтенант запаса:
«Конечно, это глупости. КГБ всегда работала прицельно. Техника использовалась не как техника, вот взял, всех прослушал и счастлив, а вот создал ситуацию, более того — создал ситуацию, которая даст тебе нужную информацию, вот тогда технику применяешь. Тогда она эффективно работает». Я поступил на работу в подразделение промышленной контрразведки, главная задача у нас была — сохранение государственных секретов на тех объектах, которые мы обслуживали. У нас в Ленинграде, в Санкт-Петербурге действовала целая резидентура центрального разведывательного управления США». 
Елена Болдышева, ведущая:
«А вы их всех знали?»
Владимир Гусев, генерал-лейтенант запаса:
Текст цитаты

«Ну, таковы обязанности. Мы думаем, что знали почти всех. Они работали под дипломатическим прикрытием. Последняя реализация с захватом дипломата была в 1983 году. Господин Аугустенборг, сотрудник генконсульства США в Ленинграде тогда, вот его взяли с поличным на Приморском шоссе. Нужно было сделать засаду таким образом, чтобы он не заметил, что она там есть». 

Елена Болдышева, ведущая:
«Не заметил как?»
Владимир Гусев, генерал-лейтенант запаса:
«В этом ведь и есть искусство переиграть».
Елена Болдышева, ведущая:
«Вы под землей что ли там спрятались? Как он мог не заметить?»
Владимир Гусев, генерал-лейтенант запаса:
«Ну в прямом смысле да, под землей. Травку надо было поливать, чтобы она не пожухла и не пожелтела. Пока ребята в подземном бункере сидели и ждали его приезда». 
Елена Болдышева, ведущая:
«На стыке эпох в переломное время от КГБ к ФСК, потом ФСБ. Ведь было очень непросто. Там уже было непонятно, где Отчизна, где патриоты. И вообще непонятно, в какую сторону смотреть. Как тогда, как в то время выстояли?» 
Владимир Гусев, генерал-лейтенант запаса:
«Да, было непросто, происходила переоценка ценностей. Но с другой стороны Россия была и осталась. Семья была и осталась. Жизнь была и осталась. Место России в мире осталось. Есть скрепы, за которые мы можем держаться и на которых строить свою работу». 
Елена Болдышева, ведущая:
«Владимир Сергеевич, скажите, пожалуйста, почему сотрудники органов государственной безопасности, сотрудники ФСБ всегда так скромно одеваются?»
Владимир Гусев, генерал-лейтенант запаса:
«А чтобы не бросаться в глаза. Когда на улице, когда находишься на том же предприятии, если работаешь. Ну, бывает, когда очень хорошо одеты. Прилично. Это все зависит от воспитания. От опыта жизненного».
Елена Болдышева, ведущая:
«Три качества, которыми должен обладать разведчик, которыми должен обладать настоящий чекист?»
Владимир Гусев, генерал-лейтенант запаса:

«Настоящий чекист должен быть уверен, что он делает правое дело, и, конечно, любить свою Отчизну, которую он защищает. Это главное. Это сердцевина всей работы. Во главе угла в нашей работе стояла всегда способность аналитически мыслить и ситуацию моделировать или создавать ее. Спецслужбу, почему КГБ является не правоохранительным органом, а спецслужбой, не все эту разницу понимают, спецслужба, потому что она работает против тайных замыслов, против скрытых замыслов, против скрытых методов работы. В этом особенность спецслужбы. И здесь самое главное — проникнуть в святая святых, туда, где замысел преступной деятельности только зарождается. 

Особенно это важно при противодействии терроризму. Потому что под час те, кто организует террористический акт, не знают, как будет действовать исполнитель. Они исполнителя не знают. Потому что разбиты на пятерки, тройки, ну, классический вариант конспирации. Исполнителю дается самостоятельность. Он сам выбирает место проведения, способ проведения акций. Тем не менее, когда есть возможность получить информацию из первоисточника, из той среды, где организуется преступление, это, кстати, достаточно трудная работа — проникнуть туда. Нужен не один год. Эти проникновения длятся годами. Но если такие источники появляются, то тогда борьба с терроризмом идет достаточно успешно».

Елена Болдышева, ведущая:
«Владимир Сергеевич, вот вы, как человек, который всю свою жизнь связал с органами государственной безопасности, что можете сказать тем людям, которые мечтают связать свою жизнь именно с этой структурой?» 
Владимир Гусев, генерал-лейтенант запаса:
«Надо готовить себя к этой работе с двух точек зрения. Надо понимать, на что ты идешь. Нужно понимать, что все не так романтично и красиво, как в кино и книгах, все намного сложнее. И ответственность принятия решений воспитывается одним и тут, поймите меня правильно, слова «любовь к Родине», «любовь к Отчизне» все равно стоят на первом месте».

Подписывайтесь на канал «Говорит и показывает Санкт-Петербург» в Telegram.