Ровесники революции. Вековой юбилей отмечает в этом году, фактически, первая спецслужба нового рабоче-крестьянского государства. В 1917-ом был ликвидирован Департамент полиции и взамен его появилась Всероссийская чрезвычайная комиссия - ВЧК. Как берегут и приумножают традиции приемники гвардии «Железного Феликса», расскажет Владимир Копцев.

Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем появилась на стыке двух эпох. Время царской охранки прошло, а молодое государство остро нуждалась в защите от внешних и внутренних врагов. Создание ВЧК было поручено Феликсу Дзержинскому. Первые сотрудники, 20 человек, приступили к работе 20 декабря 1917-го в доме на Гороховой, 2. 

Оксана Зайцева,старший научный сотрудник Государственного музея политической истории России:
«Это были солдаты, рабочие, крестьяне, матросы. По воспоминаниям одного из чекистов Петерса, который тоже стоял у истоков создания ВЧК, когда чекисты въезжали сюда, переехали из Смольного на Гороховую, то вся канцелярия была у Дзержинского в портфеле. А все деньги находились у него в ящике стола». 

 Результаты работы нового ведомства стали заметны уже через два месяца — преступность в Петрограде снизилась почти вдвое. В марте 18-го основной состав ВЧК вместе с действующим правительством перебрался в Москву, а освободившиеся кабинеты занял первый местный территориальный орган комиссии — Петрочека. На Гороховой улице чекисты проработают еще 14 лет. 

Владимир Копцев,корреспондент:
«С этим памятником архитектуры федерального значения на Литейном проспекте знаком, пожалуй, каждый петербуржец. Построенный в 1932-ом буквально за год, Большой дом быстро оброс огромным количеством мифов и легенд. Мол и орудие выкатывается по рельсам прямо на самую крышу, и под землю уходит на столько этажей, сколько над землей. Сами сотрудники ФСБ в ответ на вопросы об этом лишь улыбаются».

Здесь прошлое помнят и чтят. Ведь отделить историю современной ФСБ от ВЧК, НКВД, КГБ — довольно сложно. Ветераны, фактически не покидая рабочих мест, переходили из старого ведомства в сменяющее его, методы совершенствовались, но главная задача оставалась неизменной. 

В красном зале новые сотрудники принимают присягу, а торжественные клятвы год за годом молчаливо слушает Железный Феликс, отлитый в бронзе. На стене герб прошлой эпохи Комитета Госбезопасности, а рядом — мемориал погибшим сотрудникам. 

Дмитрий Кочетков,руководитель пресс-службы УФСБ России по Петербургу и Ленобласти: 
«Никаких планов перестройки быть не может, потому что здание охраняется законом как памятник архитектуры. И вот такое какое оно есть, каким нам его вверили наши предшественники, таким мы его передадим нашим последователям».  

Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться — высечено в мраморе в красном зале Управления. Заменив слово «революция» на «государство», понимаешь, что и в современных реалиях эти слова вождя мирового пролетариата актуальны как никогда.