В Стрельне сдают в аренду башню XIX века. Постройку архитектора Петра Садовникова — доминанту Орловского парка, привели в порядок, и теперь комитет по охране памятников готов передать ее в пользование предпринимателям. Графскую башню рассмотрела Юлия Майданова.

Эта башня изначально задумывалась как разрушенная. Архитектор Петр Садовников, следуя моде начала XIX века, создал здание в псевдоготическом стиле. Башня-руина стала главным украшением дачи графа Алексея Орлова. 

— Расскажите, пожалуйста, про этот камень, он создает такое ощущение развалин. Как образуется эта порода? Вообще туф — это вулканическая порода. Он сохранил в себе следы каких-то растений стволов, это естественная форма вот этого натечного туфа».

Через сто лет на этой территории разместился танковый полк. В годы войны бывший графский парк сильно пострадал, башня частично была разрушена. В 1960-е-1970-е здесь тренировались скалолазы. Руины искусственные превратились в настоящие. В 2015 году комитет по охране памятников начал реставрацию башни. Белые фрагменты стен — новодел. 

Ирина Войнова, автор проекта реставрации:
«Для воссоздания утраченных элементов использовали уже новый материал армянский травертин, поскольку те карьеры, из которых брался камень при строительстве, уже давно были исчерпаны. Мы выбирали материал, схожий по фактуре, пористости, цвету, но в то же время, чтобы он отличался от старых камней, чтобы маркировать наше вмешательство».

Реставраторы не стали восстанавливать чугунные решетки и перила, опасаясь вандализма. Все проемы от непрошенных гостей закрывают металлические жалюзи. 

Юлия Майданова, корреспондент:
«Кажется, что внутри башни есть множество ходов, и хочется по ним побродить. Но на самом деле на каждый ярус, а всего их здесь три, вел отдельный вход. Проем есть на первом этаже. А на третий этаж вела винтовая лестница. Она располагалась вот здесь, снаружи. И вот что от нее осталось».

Как и положено, история готической башни овеяна загадками. Например, известно, что хозяйственное назначение имело только помещение на первом этаже. Но что там находилось, никто не знает. Не исключают, что это был фамильный склеп. 

Сергей Макаров, председатель КГИОП Санкт-Петербурга:
«Мы работы закончили, потратили довольно много времени и денег, сейчас будет башня- руина, конечно, украшать Орловский парк, но хотелось бы, чтобы появился кто-то, кто за ней будет следить, потому что всегда нужен хозяин любому объекту».

Музей здесь делать не планируют. Комитет по охране памятников готов передать строение в долгосрочную аренду. 

Тем, кто захочет дать новую жизнь башне-руине, потребуется провести коммуникации. Как минимум электросети.