Километры запутанных и почти невидимых путей. В Петербурге приступили к восстановлению военной железной дороги, которая защищала Ленинград во время блокады.

Начали с небольшого участка в Кронштадте. 100 метров перебирали вручную по технологии начала ХХ века. Александр Одинцов подробнее.

— Раз-два, взяли.

Для бойцов путевого батальона это тактико-специальные занятия. У края мортирной береговой батареи «Демидов» в Кронштадте они воссоздают рельсы, на которых во время Великой Отечественной стоял боевой расчет. Отсюда вели огонь по позициям немецких войск на расстояние до 40 километров.

Воссоздание — вынужденно ручная работа по технологиям начала ХХ века. Тяжелая техника в эти болотистые грунты просто не пройдет. Журналистам сегодня показывают начало заключительного этапа работ на этом объекте. А ведутся они уже давно.

ИВАН КУЗНЕЦОВ,начальник эксплуатационного отделения управления железнодорожных войск ЗВО:
«Подготовили строительную площадку, огородили сначала. Провели геодезическую разбивку, далее подсыпали дренирующие грунты. Поэлементно уложили шпалы, рельсы».

Восстановят пути на их историческом месте. И только сто метров полотна.

АЛЕКСАНДР ОДИНЦОВ,корреспондент:
«Кронштадтская крепостная железная дорога тут появилась во второй половине XIX века и просуществовала вплоть до разоружения крепости, то есть до 60-х века ХХ. Само сообщение связывало город, ремонтные мастерские, склады. И протяженность ее была — трудно представить — 50 км. Впрочем, сейчас от них ничего не осталось».

Когда стометровка займет свое место, место уже на ней обретет точная копия огневой позиции. Дорога станет точкой притяжения туристов и гостей будущего парка «Патриот Западного военного округа».

Батарея «Демидов» — как огромный музей, в который продолжают поступать экспонаты, как, например, эта гладкоствольная пушка.

— Это, видимо, орудие рубежа XVIII-XIX веков. Пока точнее сказать нельзя, надо провести работу, атрибутировать её».

Некоторые фортификационные сооружения южной мортирной батареи сохранились практически в идеальном состоянии с 1902 года. Например, уникальная минная станция. Броневая будка наблюдателя была изготовлена по индивидуальному проекту в единственном числе.

А вот то, что не сохранилось, сейчас есть в уменьшенной копии. Например, пушки типа «Кане», что стояли на батарее.

РОМАН ШАПОШНИК,историк:
«Для начала ХХ века эти пушки были весьма современны. Их широко использовали на флоте и в береговой обороне. Скорострельность 5-6 выстрелов в минуту. В помещении, где мы сейчас находимся, хранили боеприпасы».

В этом помещении даже сохранилась штукатурка 1905 года. Объект культурного наследия батарея «Демидов» устояла в непростые военные годы, но едва не пала под натиском вандалов — после 2014-го, когда здесь перестала находиться воинская часть. Отстаивали краеведы. Теперь это место станет одним из главных в парке «Патриот».

ОЛЕГ ДОВГАНЮК,глава администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга:
«Один из основных — это так называемый 28-й военный городок, адмиралтейство. Когда большая стена выходит на улицу Советскую и большая стена выходит на Якорную площадь. Там 20 га земли. Ну и некоторые военные городки — это все объекты парка «Патриот».

Площадка на острове Котлин станет филиалом одноименного военно-патриотического парка культуры и отдыха вооруженных сил в Подмосковье. Но здесь преобладать будет, разумеется, флотская тематика. От образования до современности.

Пока не известно, когда он откроет двери для посетителей. В начале следующего года министерство обороны и правительство города решат все юридические вопросы.

Подписывайтесь на канал «Говорит и показывает Санкт-Петербург» в Telegram.